Вечный спор о дыхании…

Почему спор?..
Да потому что педагоги-вокалисты ДО СИХ ПОР спорят, КАК нужно таки правильно дышать во время пения! А вы думали, что у всех на этот счёт мнение одинаковое? Самый поверхностный осмотр статей на вокальных сайтах, увы, говорит об обратном.
Хотя большинство всё же сходится во мнении, что самое правильный тип дыхания при пении – это так называемое ДИАФРАГМАЛЬНОЕ дыхание (ещё его называют диафрагменным или брюшным, или абдоминальным). Собственно, я склоняюсь к мнению этого большинства. И не просто склоняюсь, а опытным путём за много лет проверила на себе и своих учениках результат работы именно диафрагменного дыхания во время пения. Хотя ради эксперимента и понимания лично на себе пробовала и все остальные типы дыхания.

Типов дыхания существует несколько, о них написано везде и всюду (и не только на вокальных сайтах). Моей главной задачей в данной статье стоит не вопрос и рассматривание типов дыхания и пояснение, что они из себя представляют, поэтому все типы дыхания мы рассматривать здесь не будем. Разберёмся только с наиболее часто встречающимися типами дыхания, которые используют в пении.

Говоря о людях, которые ВПЕРВЫЕ начинают заниматься вокалом, следует отметить, что практически все они используют неверный тип дыхания – КЛЮЧИЧНЫЙ. Название идёт от слова «ключица», как вы понимаете. И именно потому, что во время работы данного дыхания очень хорошо видно, как у человека ВО ВРЕМЯ ВДОХА поднимаются кости ключицы, а, соответственно, они тащат за собой плечи. В итоге плечи задираются наверх, шея как будто укорачивается и сам человек выглядит при этом жутко зажатым и скукоженным (что и есть на самом деле).

Данный вид дыхания ещё также называют «поверхностным» и вот почему. Во время вдоха воздух проникает и заполняет только самые верхушки лёгких, не проникая в их среднюю и нижнюю часть.

Здесь сделаю небольшое отступление и пояснение.


Если вы хоть раз в жизни делали рентген лёгких, то врач-рентгенолог в описании наверняка указывал такие слова, как «верхняя доля лёгкого» и «нижняя доля лёгкого». Так вот и мы будем с вами также подразделять наши лёгкие на верхнюю и нижнюю доли – так будет проще и правильнее для понимания.

Так вот при ключичном дыхании заполняются только верхушки лёгких. Сразу можно сказать, что при таком вдохе воздуха на выдохе (непосредственно, пении) хватит ненадолго, поскольку самого воздуха при его заборе было взято мало. А вопрос длины выдоха, пожалуй, один из самых животрепещущих в мире вокала, ибо умение петь, не меняя дыхания, долго и протяжно, держать ноту подольше и сильно – это большое мастерство любого вокалиста. Поэтому к увеличению длины выдоха стремятся, как правило, все. И уже только по этому признаку – короткий непродолжительный выдох – данный тип дыхания отпадает, как не пригодный для вокала. Помимо короткости выдоха также можно отметить, что звук при таком дыхании получается либо очень дохлый, слабый, либо сильно зажатый, что тоже качеством вокала назвать нельзя.


Ключичный тип дыхания – черта детского пения. Дети, как правило, пользуются, интуитивно и не задумываясь именно этим типом дыхания. Почему? Да потому что детям обычно дыхательную технику никто не ставит. Это трудно, поскольку детский мозг ещё не в состоянии серьёзно задумываться о дыхании, отслеживать его и ощущения с ним связанные. Мышечный аппарат брюшины ещё очень слаб и безволен, поэтому все попытки «поставить дыхание» ребёнку заканчиваются зачастую ничем.

Сделаю снова отступление и пояснение.


Когда разговор заходит о детях, то правильнее было бы употреблять не слово «вокал», а слово «пение». Поскольку ВОКАЛ – это профессиональное обучение пению, а само «пение» подразумевает гораздо более облегчённый вариант занятий. Это не значит, что заниматься «пением» — это не качество и полная халтура. Просто с детьми ПО-ДРУГОМУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Поэтому когда уважаемые родители читают объявления о «вокале для детей», то они должны понимать, что в данном случае название сильно приукрашено за ради красивого словца «вокал» (так, типа, звучит боле солидно и красивей). На самом деле под «вокалом для детей» подразумевается именно «пение» (то есть – занятия пением с детьми, а это несколько другое).

Кстати, в музыкальные училища (а они являются для любого музыканта 1-ой ступенью настоящего музыкального профессионального образования) на ВОКАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ принимаются люди строго ОТ 18-ти лет!!! Как вы думаете, почему? Вот на все остальные факультеты берут от 15-16 лет, а на вокальный отдел – от 18. Потому что считается, что к 18 годам организм человека окончательно сформировался и стал «взрослым», то есть какие-либо значительных «растущих» изменений (как, например, в подростковом периоде) уже не будет и вот именно в этом возрасте можно уже начать серьёзно заниматься ВОКАЛОМ, ставить правильное дыхание и серьёзно развивать голос. И это АБСОЛЮТНО ВЕРНО.

Я уже писала о том, что занятия вокалом подразумевают под собой занятия не только над голосом, но и над ВСЕМ ТЕЛОМ, поскольку искусство вокала это затребует (например, та же техника дыхания). А в детских музыкальных школах вы часто встречали «вокальные отделы»? Вот то-то. Практически их нет, встречаются очень редко. И не потому что некому работать на данном отделе, а потому что любой вокалист прекрасно знает, что с детьми вокалом не больно-то займёшься, а заниматься пением – так этого и так хватает на «хоровых отделах» музыкальных школ (вот эти отделения в школах встречаются гораздо чаще).


Продолжим. Понятно, что взрослому человеку не пристало использовать ключичное дыхание во время пения. Но человек, который никогда в жизни ещё не занимался вокалом, просто понятия не имеет, КАК надо ПРАВИЛЬНО дышать и вообще о дыхании как-то не задумывается, что вполне нормально. Певческому правильному дыханию его должен научить педагог.

Помимо широко-распространённого ключичного типа дыхания также известны ещё 2 других типа дыхания, о которых как раз и ведут спор педагоги-вокалисты – это КОСТО-АБДОМИНАЛЬНОЕ дыхание и АБДОМИНАЛЬНОЕ дыхание. Другими словами говоря (другими названиями этих типов) спор возникает между использованием дыхания ГРУДО-БРЮШНОГО и БРЮШНОГО типов.

Как вы уже догадались, в грудо-брюшном (косто-абдоминальном) типе при дыхании задействуется работа груди (грудной клетки) и мышц живота. При брюшном (или абдоминальном) типе – только мышцы живота, куда входит и диафрагма (отсюда также название у этого типа – «диафрагмальное»).

ДИАФРАГМА – очень важное понятие в вокале, об этом понятии говорят абсолютно все вокалисты и, конечно же, работе диафрагмы придаётся большое значение.

Коротко говоря, мышца диафрагма (а это именно МЫШЦА, а не орган, «который дышит», дышат у нас только лёгкие) предусмотрена природой в организме человека, как некий «разделитель» торса на грудную и брюшную часть. Соответственно, диафрагма находится посередине торса (сразу под последними рёбрами, в районе «солнечного сплетения» или желудка). Но мышца эта не только  отделяет грудину от брюшины, но также выполняет существенную функцию сильного мышечного напряжения в брюшине. Какие бы сильные напряжения вы ни делали (нужно поднять тяжёлый чемодан, сдвинуть стол, из лежачего положения сесть и т.д.), у вас всегда будет включаться и очень сильно не только сам пресс, но и диафрагма. Поэтому её и относят к области именно брюшных мышц.

Так вот нужно понять, что в профессиональном певческом дыхании диафрагма выполняет роль УПРАВЛЕНИЯ дыханием. Как? В процессе определённой цепочки действий (простите, но сам процесс здесь описывать не буду, это долго и лучше всего не писать об этом, а показывать на себе с объяснениями, чему посвящён не один урок в моём видеокурсе «ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА») диафрагма за счёт своего напряжения начинает оказывать ДАВЛЕНИЕ на лёгкие – то бишь воздух, который в них находится после вдоха. Посредством этого давления идёт управление воздушным потоком  (плотностью и ровностью выдоха) при пении. А отсюда впоследствии зависит и смыкание связок, и мощность голоса, и длина выдоха, и управление динамикой пения во время исполнения. В общем, теперь, я думаю, вы понимаете, ПОЧЕМУ диафрагма ТАК важна в обучении вокалу.

По предыдущим абзацам можно уже понять, ЧТО имеется в виду под  понятием «ДИАФРАГМАЛЬНОЕ дыхание».

В случае же с КОСТО-АБДОМИНАЛЬНЫМ дыханием понимается, что в работе дыхания участвуют не только мышцы брюшины с диафрагмой, но ещё и грудь. Но надо сделать оговорку – имеется в виду именно нижняя часть грудины, а не верхняя, так как при верхнем грудном дыхании (или верхне-рёберном) снова подключится ключица и в итоге всё приведёт к ключичному типу дыхания. Просто организм так устроен, что при пении во время вдоха невозможно напрягать и грудь полностью, и мышцы брюшины – будет жутко неудобно и некомфортно. Поэтому в итоге организм «выберет» то, что ему более знакомо и проще, а это, как правило, оказывается именно ключичный тип дыхания, который каждому человеку известен с детства.

Но тем не менее при косто-абдоминальном дыхании вдохнуть, напрягая диафрагму и пресс, а также частично заполняя нижнюю часть груди вполне МОЖНО. И я так думаю, что это даже легче делать любому начинающему в постановке дыхания. Всё-таки как ни крути, но дышать и ЧУВСТВОВАТЬ заполнение воздухом мы привыкли именно в груди, а не в нижней части лёгких (где рядом и располагается диафрагма). Даже фраза существует «вдохнуть полной грудью»! (заметьте, не «полным животом»). Поэтому дыхание грудью очень хорошо знакомо всем и очень удобно. Можно сказать, что такой тип дыхания для нас прям вот «родной».

Те мои коллеги, которые «бьют себя пяткой в грудь», отчаянно утверждая, что именно КОСТО-АБДОМИНАЛЬНОЕ дыхание является самым правильным и истинным во время пения, собственно, настаивают на том, что якобы «диафрагма у человека во время дыхания И ТАК РАБОТАЕТ!». Мол, чего с ней возиться и уделять ей такое внимание?? И что на самом деле диафрагмальное дыхание – это пережиток прошлого и сугубо классической вокальной школы, а, мол, для современного вокала этот тип дыхания не действенен, не нужен и вообще чуть ли не вредит. А вот тут бы я с ними поспорила…

Моя многолетняя практика преподавания (а в последние годы мне как раз в основном приходится иметь дело с современным вокалом, поскольку я работаю активно с жанром профессионального мюзикла) показала и доказала сотни раз, что:

  • Во-первых, НИ ОДИН человек, обучающийся вокалу «с нуля», НЕ ВЛАДЕЕТ правильной работой диафрагмы во время пения, я бы даже сказала, что диафрагма почти что не работает, не движется и в процессе дыхания просто отсутствует, как задействованный орган! Ещё никто и ни разу не пришёл ко мне впервые на урок с «рабочей» диафрагмой во время пения. И мало того, практика становления правильного певческого дыхания показала, что людям ой, как не просто даётся постановка диафрагмального дыхания! Не один урок уходит просто на то, чтобы привыкнуть к работе этой мышцы, почувствовать её, заставить её слушаться и напрягаться-расслабляться ТАК, как НАДО.
  • Во-вторых, опасность «подключения» в дыхание груди чревато именно тем, что постепенно и очень незаметно ученик может полностью переключиться на верхне-рёберное дыхание и в итоге начнёт использовать ключичный тип дыхания. К чему это приведёт – написано выше, не стану повторяться. Ещё раз напомню, что ощущение воздуха в груди ГОРАЗДО РОДНЕЕ и более знакомо, чем наполненность нижней части лёгких при вдохе, что и даёт в будущем множество плюсов в пении.

 

Единственное, на что, пожалуй, я могу согласиться, так это то, что ЕСЛИ ученик уже давно и свободно владеет диафрагмальным дыханием, прекрасно им управляет и навык этот надёжно закреплён на всю жизнь, то хотя бы ради эксперимента можно попробовать косто-абдоминальное дыхание, НО ПРИ УСЛОВИИ, что воздух НЕ будет задерживаться только в верхней части лёгких, а сначала диафрагма всё же сделает «своё дело», пропуская воздух сначала в нижнюю долю лёгких, после чего воздух может быть также захвачен и нижней частью грудины. И ТОЛЬКО ТАК! Но если данный тип дыхания не даст никаких преимуществ, то и не нужно тогда себя «ломать» под него. Диафрагмальное дыхание однозначно даст результат (проверено поколениями певцов разных школ), а вот косто-абдоминальное – ещё бооольшой вопрос…

Если же у человека ещё с трудом получается систематическое диафрагмальное дыхание, то я бы здесь не стала рисковать. К тому же сильная заполненность груди воздухом при начале пения образует ИЗЛИШНЕЕ «подсвязочное давление» (это официальный термин), что даёт очень сильные дискомфотные ощущения, как будто удавка на шее. А это в свою очередь мешает естественному звукообразованию.

Понимаете, тут есть ещё один момент. Дело в том, что на самом деле КАЖДЫЙ человек УМЕЕТ на самом деле «диафрагмально» дышать. Только вот досада вся в том, что ЭТОТ тип дыхания человек использует ТОЛЬКО ВО СНЕ! То есть во время полного расслабления и фактически в бессознательном состоянии.

Если вы внимательно посмотрите на спящего человека (особенно, если он спит на спине), на то, КАК он дышит, то вы заметите, что у него как раз поднимается и опускается ЖИВОТ! А не грудь. А раз работает живот – то это работает диафрагма.

Но так природа распорядилась, что наш умный организм во время бодрствования (когда мы в вертикальном положении находимся, ходим по улице и ведём свою повседневную жизнь) ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ на поверхностное дыхание. Почему? А для обычной жизнедеятельности организма ЭТОГО ДОСТАТОЧНО. Ему не нужно много воздуха (то есть полная их заполненность), когда вы едите, разговариваете с друзьями, работаете за компьютером или смотрите кино), поэтому автоматически срабатывает «энергосбережение», ведь захват большого количества воздуха и постоянный его перегон в лёгкие-из лёгких – это сильная мощная работа, а значит и расход энергии увеличивается.

Мало того, так называемый «глубокий вдох» ведёт именно к расслаблению организма (нервной системы), а не к его напряжению. Давление понижается, пульс сердца становится более разреженным, нервная система успокаивается и человек что?… Начинает потихоньку «отключаться», расслабляться и может вообще заснуть. Вот именно поэтому в моменты волнения советуют «дышать глубже», реже и спокойнее. И именно поэтому во всех релаксационных техниках (йога, медитации, аутотренинги и т.д.) используется именно «дыхание животом», то есть диафрагмальное, глубокое, длительное. В подобных техниках всегда очень внимательно и подробно подходят к процессу дыхания, ибо от него зависит подчас результат или настрой.

Так вот человек, просыпаясь и вставая с постели, мгновенно «переключается» на более лёгкое поверхностное дыхание грудью, начисто (к сожалению!) забыв о том, как только что во сне прекрасно «дышал диафрагмой»! И получается парадокс, что в обычной сознательной жизни человека приходится обучать этому виду дыхания, как будто он его просто-напросто забыл и никак не может вспомнить.

Ну, и пусть это не покажется вам странным, но раз «автоматическое» естественное диафрагмальное дыхание включается у абсолютно каждого человека во время бессознательного состояния (во сне), а, как известно, бессознательная сфера гораздо мудрее и умнее сферы сознательной, то значит это НЕ ПРОСТО ТАК yes  Всё то, что человек умеет делать бессознательно, как правило, выходит за рамки возможного в сфере сознательной.

Что важно ещё понимать (и это я каждый раз объясняю своим студентам), что педагог НЕ учит ДЫШАТЬ – дышать вы и так умеете с рождения. Любая техника дыхания прежде всего имеет под собой обучение УПРАВЛЕНИЮ дыханием, своим воздушным потоком, созданию необходимого давления в воздухе для хорошего и правильного (и свободного!) смыкания голосовых связок.

В случае с постановкой диафрагмального дыхания человек учится в вертикальном положении одновременно со своим естественным дыханием применять мышцы брюшины и конкретно диафрагмы для будущего ощущения «ОПОРЫ ЗВУКА», о которой все так часто говорят, ибо мощные мышцы брюшины за счёт своего грамотного напряжения как раз и дают эту самую пресловутую «опору» (то есть когда звук, голос начинает звучать сочно, уверенно, насыщенно и т.д.)

Всегда помните, что дыхание – это «горючее» голоса, как бензин для машины. Некачественный бензин – машина плохо поедет, нет бензина – не поедет вообще. Точно такая же аналогия и с голосом во время пения. Поэтому постановкой ПРАВИЛЬНОГО дыхания НУЖНО заниматься. Без грамотного дыхания хороший качественный вокал НЕВОЗМОЖЕН!

Навык правильного дыхания – это ваш будущий прекрасный и супер-надёжный помощник во время пения. Не забывайте, что сам звук голоса – это, собственно, «озвученный воздух», который во время выдоха прошёл через систему голосовых связок и посредством их колебательной работы создалась вибрационная звуковая волна – то бишь, ЗВУК ВАШЕГО ГОЛОСА.

Также хорошо бы знать и понимать, что в случае именно с диафрагмальным дыханием у человека происходит ПОЛНАЯ вентиляция лёгких, что ОЧЕНЬ полезно и нужно каждому человеку, особенно тем, кто живёт в загрязнённой экологии мегаполисов.

Говоря о технике певческого дыхания нельзя не вспомнить ПРЕКРАСНУЮ Стрельниковскую дыхательную гимнастику! Я думаю, что хотя бы раз о ней слышали все.

А.Н.Стрельникова была оперной певицей, которая в своё время потеряла голос. И свою дыхательную гимнастику она создала прежде всего, чтобы помочь себе. И помогла… Грубо говоря, техника Стрельниковской гимнастики – это техника КОРОТКОГО ГЛУБОКОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВДОХА, посредством которого затем при пении и вырабатывается то самое «чувство опоры звука», которое так необходимо каждому певцу.

Гимнастика Александры Николаевны, возникшая на рубеже 40-х годов, очень быстро приобрела огромную популярность среди певцов, у которых были проблемы с голосом. Но самое чудесное – данная дыхательная гимнастика нашла своё применение в самых разных областях и что самое ценное – в медицине. Именно с помощью этой дыхательной гимнастики, созданной изначально для певцов, многие тяжёлые болезни дыхательного аппарата (и не только), такие как туберкулёз, астма стали излечимы. С помощью этой гимнастики также лечат заикание. ОЧЕНЬ советую каждому освоить эту гимнастику, она совсем не сложная, но пользы от неё (и не только в вокале, а просто для здоровья) МАССА!! good Некоторые упражнения из «Стрельниковской гимнастики» даны в статье «Техники дыхания». Можете с ними ознакомиться и применить на практике yes  

Я не буду здесь подробно распространяться об этой гимнастике, лучше посмотрите вот это видео. Оно длинное, но уже по первым 6-7 минутам вы всё поймёте:

 

Желаю вам всем удачи и успехов! give_rose

Введите Ваш e-mail:



Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили
Речевой голос
Речевой голос, его функционирование, а также развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем
Речевой аппарат
Речевой аппарат и его строение. Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом