«Медведь на ухо наступил» или поддаётся ли лечению диагноз «нет слуха»?

На самом деле, несмотря на 21-й век и на глобальный высокий уровень развития музыкальной педагогики во все возможные направления, данная проблема развития музыкального слуха до сих пор остаётся очень и очень распространённой в самой обычной бытовой среде начального музыкального образования.

Я говорю сейчас именно о диагнозе «нет слуха» или «медведь на ухо наступил». И ЧТО ЗНАЧИТ этот «диагноз», увы, знают абсолютно все. И те, кто занимаются музыкой, и те, кто не занимался ею никогда. Интересно, правда? Казалось бы, тема-то очень специфическая, узконаправленная…

И я давно пришла к выводу, что раз о данной проблеме знает действительно всё общество (по крайней мере, взрослое), то значит эта проблема остаётся очень актуальной и не решённой. Иначе бы об этом больше никто и никогда бы не упоминал, а фраза «медведь на ухо наступил» была бы напрочь обществом забыта, как анахронизм прошлого.

Мало того, ДО СИХ ПОР существует огромное заблуждение среди НЕмузыкантов, что музыкальный слух – это явление сугубо природное. То есть либо музыкальный слух даётся человеку при рождении, либо нет. Соответственно, подавляющее большинство людей (и что самое ужасное, среди них много и преподавателей музыки) думают, что отсутствие или наличие музыкального слуха «от природы» — это некая постоянная константа в жизни человека, которую изменить невозможно! А вот это – действительно беда…

Ибо думая именно ТАК, само общество заведомо ставит некое «клеймо» на многих людях, у которых «нет слуха», а педагоги музыки получают таким образом «санкционированное право» от этого же общества НЕ обучать людей музыке (буквально – отказывать им в обучении), если у тех обнаруживается «отсутствие музыкального слуха» при проверке данных (без чего не начинается ни одно мало-мальски музыкальное образование – будь то в детстве или уже во взрослом возрасте). И вот именно последнее я всегда считала и считаю до сих пор просто катастрофой и позором (не побоюсь этого слова) для среды профессиональных педагогов-музыкантов… Почему?

Да потому что я считаю, что ЛЮБОЙ музыкальный педагог просто ОБЯЗАН УМЕТЬ развивать музыкальный слух у ЛЮБОГО человека! Потому что я считаю, что музыка – это то искусство, которое надо воспринимать не просто слушая, а уметь её прежде всего СЛЫШАТЬ и понимать через СЛУХ. И не важно на самом деле, говорим мы сейчас о музыке инструментальной или вокальной, или ещё какой.

Музыка – это искусство ЗВУКОВ и звуков музыкальных, воспроизведённых каким-либо инструментом (тем же голосом, к примеру) и звуки эти, благодаря таланту композиции, могут создавать целые картины, истории, фантазии, могут многое рассказать и заставить (призвать) человека что-то испытать, пережить. Музыка затрагивает именно струны нашей души, интеллекта, понимания чего-то зачастую невербальным способом. Музыка, как любое настоящее искусство должна рождать в человеке ОТКЛИК (не важно, в виде чего и как). Но чтобы получилось всё это, одного таланта самой музыки мало. Нужно умение человека эту музыку СЛУШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ПОНИМАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ. Без этого искусство музыки перестанет быть востребованным…

Поэтому самое раннее развитие музыкального слуха начинается именно с самого знакомства с музыкой вообще. И вот здесь становится так важна роль некоего «проводника» в этот потрясающий своим богатством мир – мир музыки. Кто выполняет роль «проводника»? Конечно, ПЕРВЫЙ в жизни человека музыкальный учитель.

Да, не всегда бывает нужен человеку этот самый учитель. Но в данном случае мы тогда говорим о людях, которым действительно от природы дан ДАР слышать музыку и понимать её чуть ли не с детства. И практика показала, что именно у таких людей, как правило, проблем-то с музыкальным слухом и нет. Я же затеяла эту статью именно из-за преобладающего большинства людей, у которых с музыкальным слухом слабо или туго, как ещё говорят. Или «вообще никак» (как тоже говорят).

Вернёмся на абзац раньше…

Познакомившись с миром музыки, полюбив это искусство и его проявления в собственной жизни, человек (взрослый или ребёнок) в итоге приходит к тому осознанию, что хочет САМ заниматься музыкой (петь, играть на инструментах и т.д.). И это абсолютно естественно. Наверняка и вам, мои читатели, приходилось испытывать это огромное возбуждающее воодушевление от какого-либо искусства, когда вы вдруг ловили себя на восторженной мысли — «вот мне бы так уметь!». Я сейчас не буду говорить, как это всё переживают конкретно дети или взрослые (очень по-разному, да и мотивация, согласно возрасту, мышлению и уровню развития тоже несравнима), поскольку моя статья о проблеме «медведь на ухо наступил» в принципе задумана как разговор о данной теме в целом. Плюс к этому всё-таки в заголовке обозначен вопрос – «поддаётся ли лечению»?

Следующим шагом после возникновения желания заниматься музыкой и учиться ей является поиск учебного заведения или отдельно взятого педагога по нужному направлению или музыкальному предмету. Далее педагог приступает к поверке ваших «музыкальных данных», в которые входит в первую очередь музыкальный слух, разумеется, и вот тут начинается «самое интересное»…


Знаете, как часто в моей жизни разные люди – взрослые, молодёжь, родители со своими маленькими детьми или подростками – при самом первом знакомстве со мной обращались ко мне со словами «Посмотрите (прослушайте, оцените и пр.) меня (моего сына, дочку), а то может у меня (у неё, у него) и слуха-то никакого нет, так что может это я (мы) зря хочу (хотим)…» и так далее в том же духе. Ужас просто! И печаль моя здесь была в том, что я прекрасно понимала, как человек (или родитель ребёнка) в данном случае через ВОТ ЭТИ СЛОВА сам себя или своего ребёнка заведомо обрекает на то самое «клеймо», о котором мы здесь говорим! Бедные, не понимали они тогда того, что лично для меня в той ситуации было самым важным критерием и их «данностью» — это их ЖЕЛАНИЕ учиться музыке и их готовность изучать это искусство!


Чаще всего (по крайне мере с «исключениями из правил» я практически не встречалась никогда) взрослым людям (и детям также) педагог ОТКАЗЫВАЕТ в обучении именно на основании плохого музыкального слуха или, как ещё это называют, «в виду слабых музыкальных данных» или их «отсутствие».

Чуть реже бывает также, что педагог по разным своим (как правило, меркантильным) причинам всё же берёт в ученики такого человека, но заведомо и не афишируя, естественно, «ставит на нём крест», ибо считает, что ТАКОГО ученика музыке научить всё равно не возможно. И, соответственно, учит его «спустя рукава», не особо вкладывая себя в этого ученика, а иногда – так откровенно халтурно. Правильнее сказать – занимается «урокодательством», то есть отсиживает с учеником положенное время «ради галочки», но совершенно не испытывая интереса к ученику и не заботясь о достижениях подопечного. Для такого с позволения сказать преподавателя данный ученик – это «бракованный материал», не благодатная почва, на которой ничего не взойдёт. Ну так и чего на такого тратить себя?..


Сколько же ко мне приходило вот таких вот обиженных, с «диагнозом», что музыка – это «не для них». Скольких взрослых приходилось сначала буквально излечивать это этого страшного комплекса неполноценности в плане слуха. Для скольких людей я становилась изначально чуть ли не психологом, ибо «блокировка» в отношении себя, своего музыкального развития от тех «преподавателей» (и иногда с раннего детства) стояла ТАКАЯ катастрофическая, что говорить о каких-то упражнениях и непосредственно самом процессе обучения было просто невозможно, так как люди заведомо были настроены на полный провал, неудачу. Сколько же сил приходилось тратить сначала на то, чтобы человек просто ПОВЕРИЛ В СЕБЯ, чтобы улучшил свою самооценку в музыкальном плане, сколько надо было доказывать и объяснять, что ВСЁ ВОЗМОЖНО, если трудиться и очень хотеть!!!


Ещё со студенческих времён я стала интересоваться проблемой развития музыкального слуха у людей всех возрастов. Особенно же меня интересовала проблема развития слуха «с нуля» у тех, кому «не дано». Началось всё, конечно, с работы с детьми. А сподвигнуло меня то, что я видела эти несчастные глаза, зашуганность, страх и при всём при этом – ЖЕЛАНИЕ петь. Вот это-то когда-то меня и подкупило раз и навсегда.

Когда-то я начала заниматься подобной экспериментальной работой чисто интуитивно и главным моим инструментом было – поставить себя на место этих детей (позднее – и взрослых людей), понять, ЧТО и КАК они слышат, ПОЧЕМУ у них не получается, ЧТО там у них в голове  и в ушах происходит.

Затем, когда множество придуманных мною упражнений и приёмов начало давать свои первые результаты и очень положительные, когда я увидела, что прогресс есть и что процесс пошёл, я стала заниматься проблемой уже научно, выискивая везде, где можно, информацию и методики, пытаясь саму себя образовать и научить, получить больше опыта и знаний.

Информации было ничтожно мало, разработок в данной области – практически никаких. Да, была теоретическая информация, всякие описанные медицинско-музыкальные исследования, но ПРАКТИКИ, чёткой разработки, методики, «схемы действий» не существовало!

И как это ни печально, но сложилось стойкое ощущение, что в большинстве своём профессиональный музыкальный мир строго поделил для себя в плане обучения людей на «музыкальных» и «не музыкальных», с данными и без них. И, соответственно, первых обучали, вторых – отсеивали. Нет, понятно, что с подобной проблемой наверняка по жизни сталкивалась не я одна и где-то, как-то, «местечково» некоторые «ненормальные» педагоги-альтруисты пытались бороться с данной проблемой, как умели, сами, как и я, что-то изучали, исследовали, экспериментировали. Но таких – единицы. Большинство же и по сей день делят людей по принципу «годен – не годен». Печально.

Хотя надо сказать, что в последнее десятилетие появилось очень много рекламы от разных коммерческих музыкальных центров образований и пр., что «мы разовьём вам слух с нуля, приходите к нам, у нас проверенные методики и вообще всё ок, через месяц-два будете свои пластинки записывать» и всё в таком духе. Я, которая данной проблемой занималась всю жизнь, была очень удивлена этим в своё время. То долгие десятилетия не было никаких методик, то вдруг раз – и все начали каким-то образом учить всех и вся. Ну, по факту оказалось, что данная реклама была зачастую полой профанацией, дабы заманить побольше клиентов и выманить с них деньги. Ибо ко мне по сей день приходит достаточно людей после тех центров и школ, а данные слуха у них как были, так и остались «на нуле».

Много лет уже всем своим коллегам, студентам, родителям детей я говорю одно и то же – музыкальный слух ЕСТЬ У ВСЕХ!!! Вот кто действительно «обижен природой», на мой взгляд, так это глухонемые люди. Вот их мне действительно искренне жаль. Ибо не имея практически вообще никакого слуха от природы, эти люди так и не могут научиться говорить или говорят очень плохо. Но это-то и понятно – если человек никогда в жизни НЕ слышал по-настоящему звуки, речь, то как он может её воспроизвести сам? Поэтому в жизни этих людей существует язык жестов. Но отсутствует мир звуков. Все же остальные люди, которые умеют говорить, которые умеют интонировать в своей речи (читать выразительно стихи, например, умеют в своей речи выражать разные эмоции – восторг, удивление, гнев и т.д., умеют восклицать и задавать вопросы) ИМЕЮТ музыкальный слух. Я это заявляю с полной ответственностью! Ибо мной это за 20 с лишним лет преподавательской практики проверено сотни раз. И я знаю, О ЧЁМ говорю.

Первая работа слуха человека начинается с интонации его собственной и чужой речи – понимание её, воспроизведение.

И раз человек может и умеет интонировать в своей речи, значит он точно также сможет научиться интонировать в пении (мой сайт посвящён голосу, поэтому я всё склоняю в сторону пения). Интонация в речи и музыкальная интонация (буквально – «попадание в ноты», «чистое пение») имеют общий корень, только в речи в понятие интонации больше вкладываются эмоции, а в музыке – конкретная звуковысота, её слышание и воспроизведение или повторение.

Человек также учится постигать свой родной язык, на котором он говорит, ну а в нынешние времена все, как правило, изучают в той или иной степени хотя бы один иностранный язык. В данном случае работает так называемый фонетический слух. В музыке этот вид слуха близок к слуху интонационному – тому самому, который и определяет степень «фальшивости» в музицировании.

Если сравнить интонирование в речи и в пении, то да, надо сказать и определить, что музыкальный слух – это более ТОНКИЙ слух. Более чуткий. А точнее сказать – более ВНИМАТЕЛЬНЫЙ. Собственно, именно в слове «внимательность» и заключено главное. Давайте разберёмся.

Речь окружает нас с рождения, мы её слышим постоянно и повсюду – не только в социуме, но и теперь ещё из всех медиа-источников. Речь знакома нам «с пелёнок» и таким образом мы к ней ОЧЕНЬ привычны, а соответственно, не обращаем своим слухом на её интонации острого внимания.

В принципе, если разобраться, то зачастую функция слышания речи сводится только лишь к пониманию слов, смысла того, что тебе передают. Интонация в данном случае стоит не на первом месте. Вы обращали внимание, что если рядом с вами вдруг кто-то заорал, то все вздрагивают (включая вас) и ОБРАЩАЮТ своё ВНИМАНИЕ СРАЗУ же! Только ли потому, что крик – это слишком громко? Отнюдь. Когда мы, к примеру, слышим очень громкую музыку, то не реагируем так остро и внимательно, не так ли? Крик всегда выделяется и привлекает внимание так или иначе (другое дело, какие эмоции вы при этом испытываете). И кстати, орущий чаще всего и орёт-то именно для того, чтобы привлечь ВНИМАНИЕ того, кому этот ор предназначен. Чтобы тот что-то РАССЛЫШАЛ, уяснил, понял, что, видимо, не повоздействовало на него при нормальной громкости речи орущего smile

Так вот разбираясь в своё время с проблемой «отсутствия музыкального слуха», я пришла к точному выводу (который был много раз мною проверен), что человек НЕ слышит именно из-за своей НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ! Поясню.

Опытным путём было мною проверено и доказано, что человек не может «попасть в ноту» или чисто её повторить ТОЛЬКО в следующих случаях:

  • Когда ноту сыграли один раз, коротко и слух человека не сосредоточился на его запоминании и таким образом человек «ляпает» голосом не туда
  • Когда голосовые связки не достаточно развиты по своей силе и звук получается очень тихий и слабый, человек просто сам себя очень плохо слышит и слух не реагирует или плохо улавливает собственное звучание
  • Когда человека просят повторить (спеть) ту ноту, которая для него слишком высока или низка (то есть находится не в его тесситуре (звуковысотности его голоса) или выходит за рамки его действующего диапазона)

Но вот именно первая причина является наиболее частой для «отсутствия слуха».

Сталкиваясь буквально с одиночным звуком (нотой) – не мелодией, песней, фразой – человек попросту слушает НЕ внимательно, а как бы «фоново». Ну, например, как он слушает радио в машине: вроде и слышит всё, а спроси его через минуту, что звучало минуту назад – так и вспомнить не сможет. Он не слышал? Нет, слышал! Но НЕ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЯ, как в таких случаях говорят.

Так вот при попытке спеть человек вынужден вдруг чуть ли не в первый раз в своей жизни СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ на одном звуке. Потому как у него задача стоит – спеть или повторить. Собственно, если вы попросите человека что-нибудь вам спеть-напеть, то это будет тот же самый повтор, потому как то, что он будет петь, сначала должно зазвучать в его музыкальной памяти, в голове, а потом он уже попытается ПОВТОРИТЬ это вслух своим голосом.

А теперь прибавьте к этому всему ещё и смущение поющего, потому как ему его же собственный голос, но в ПЕВЧЕСКОМ режиме, НЕ знаком или знаком очень плохо. И загвоздка вся в том, что концентрируя своё внимание на ноте, человек вынужден также внимательно слушать себя любимого, ибо в пении эти вещи работают взаимосвязано.

Человек в итоге пытается пропеть ноту и получает полный провал. Мимо! Но поверьте, если человека попросить сначала послушать звучащую ноту, затем молча мысленно её тут же повторить «про себя» в голове, а затем сразу спеть, то результат будет намного лучше. Как правило, большинство «попадает» в ноту сразу же. В самых запущенных случаях нота получалась раза с третьего-четвёртого. Но получалась!!! Таким образом пробуются разные звуки близлежащей высоты и практика показывает, что чем больше человек упражняется даже за первые минуты вот такого ВНИМАНИЯ на звук (по схеме «услышал и внимательно послушал – повторил-пропел молча  у себя в голове – озвучил вслух»), тем лучше получается у него результат и тем быстрее он начинает воспроизводить заданные звуки ЧИСТО!

Да, на этом работа по слуху ещё не завершена и вообще – это только её начало. Но главное здесь – понять принцип действия. В конце концов мы разбирали вопрос, почему у человека «нет слуха». Теперь понятно?

Нет не слуха, если уж на то пошло, а СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ! Точнее, оно просто НЕ РАЗВИТО! Именно слуховое внимание, особое внимание – к ноте, к определённой звуковысоте, а не вообще. Собственно, разница между профессиональным музыкантом (тем же педагогом) и учеником-непрофессионалом в плане слуха состоит лишь в том, что у профи слуховое внимание работает мгновенно, с тысячной секунды, а слух ученика работает с непривычки очень медленно, ему нужно несколько секунд для «идентификации» ноты. В общем, после понятия ВНИМАНИЕ идёт понятие СКОРОСТИ восприятия, воспроизведения и т.д.

Опять же повторюсь, что ноты (звуки) в данном случае пробуются те, которые ДОСТУПНЫ данному голосу с учётом его как раз природных особенностей и возможностей на ДАННЫЙ момент времени.

Но в отличие от понятия «слух» голосовые связки – это вполне реальные органы, которые поддаются развитию, ибо это мышцы. И в данном случае я позволю себе сделать грубую аналогию со спортом (чтобы быстрее всем было понятно).

Если вы задумали через месяц поднять гантель определённого веса, который сейчас вам кажется неподъёмным и тяжёлым или вы поднимаете этот вес однократно и с огромным трудом, то вы при постановке такой цели начнёте каждый день понемногу тренироваться, начав с гантели весом поменьше и постепенно со временем наращивая этот вес, так? Ваши мышцы также постепенно начнут привыкать сначала к одному посильному весу, затем к другому (немножечко больше) и так далее. И через месяц вы не заметите, как ваши мышцы будут способны поднять тот изначально желаемый вес гантели, ради которого вы и тренировались терпеливо весь месяц.

Так вот в случае не развитых голосовых связок (а чаще всего речь идёт о слабом тихом голосе, который просто из-за своей слабости и неустойчивости не может удержать ноту заданной высоты) работает тот же алгоритм действий. Только в мире пения существуют именно вокальные упражнения или, говоря иначе, упражнения для голосовых связок, которые являются органами, посредством работы которых и рождается звук, в данном случае – пение.

В данном случае мы разобрали понятие «грубой» фальши, то есть когда человек не в состоянии вообще попасть в какую-либо ноту. Но стоит здесь также сказать, что существуют ещё и другие «подвиды» фальши (или проблемы с музыкальным слухом). Это так называемая ДИСКООРДИНАЦИЯ МЕЖДУ ГОЛОСОМ И СЛУХОМ (кстати, довольно частое явление). Это когда в целом процентов на 80 (или больше, меньше) человек в ноты попадает, но какие-то ноты всё равно «промазываются» мимо, из-за чего опять же говорить о чистоте интонации (пения) невозможно. Сие также происходит из-за невнимательности слуха, но уже в меньшей степени – человек слышит «в целом», но не внимателен к «мелочам».

Ещё, как вариант, встречается фальшь «РЕГИСТРОВАЯ» и страдают ею как правило представители мужского пола. А именно: обладатель именно мужского (уже не мальчишеского) голоса может реагировать на параллельно звучащий с ним звук, но в более высоком регистре (например, звучащий в более высокой октаве, если пение певца дублируют на фортепиано, или же если педагог-женщина поёт в своей женской тесситуре (звуковысоте) одновременно с учеником-юношей или мужчиной). В данном случае слух ученика сбивается из-за слышания параллельного более высокого (на ту же октаву, например) звука, который с ним не совпадает по высоте (или по тембру), свой голос ученик слышит меньше, а больше реагирует именно на то, что звучит извне. Это говорит об отсутствии автономности собственного звучания (причиной тому может быть и слабая сила голоса поющего, и банальное стеснение собственного голоса, и «распыление» внимания, когда голова занята чем угодно, но только не своим звучанием) и сильной зависимости от звуков, идущих параллельно извне.

Но практика показала, что и слуховая дискоординация, и регистровая зависимость ВСЕГДА постепенно выправляются и исчезают совсем при регулярных занятиях. То есть подобные «подвиды» фальши носят только временный характер и полностью устраняются упражнениями и внимательным обучением.

Да, иногда и косвенно, и напрямую «крепости» голоса и устойчивости его интонации (чистого пения) воздействуют ещё два очень важных «помощника» — это дыхание и артикуляция. Но это уже профессиональные навыки, о которых в данной статье речь не идёт, ибо нашей задачей было разобраться с понятием «музыкальный слух» и понять, от чего зависит его качество, из-за которого часто может пострадать человек в случае прослушивания его на предмет «музыкальных данных».

Я надеюсь, что мои объяснения, примеры и анализ по заданной теме были вам понятны. И также я надеюсь, что если вы относите или относили себя к числу тех, кому кто-то когда-то (а может и вы сами себе) поставил диагноз «тебе медведь на ухо наступил, у тебя нет слуха», то я разуверила вас в том, что такой «диагноз» вообще может быть актуален и имеет право на существование.

Запомните, У ВСЕХ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ (иначе бы мы с вами не умели говорить). Другое дело, что он может быть в неактивном, «спящем» состоянии – вот и всё! «Разбудить его», активизировать, научиться внимательно слушать и слышать, заставлять удерживать своё внимание на музыкальном звуке (будь то инструмент или ваш голос) – это обоюдная и требующая большого терпения задача как для педагога, так и для ученика. Один должен хотеть и уметь научить этому, другой должен желать научиться и с готовностью работать над собой. Но терпение понадобится обоим, тут по-другому никак.

Слух «по щелчку пальцев» не сделаешь, ведь по другому говоря это – всё тот же навык. Навык слушать и слышать, повторять и воспроизводить ВНИМАТЕЛЬНО, сосредоточиваясь ТОЛЬКО на звуке. Когда данный навык войдёт в мгновенный темп, можно уже своё внимание уделять многим другим музыкальным критериям и задачам, которые также в пении необходимы, но не пытайтесь проделать всё и сразу – ничего не выйдет. Работайте спокойно, постепенно усложняя и наращивая задачи.

Важно понять, что без работы музыкального слуха пение НЕ ВОЗМОЖНО, увы! Вы можете от природы иметь сильный, яркий и мощный голос, но при этом – не развитый музыкальный слух, ну и кто захочет слушать ваше пение? Это ведь полный ужас, когда человек громко фальшивит! Хочется уши заткнуть и бежать от такого пения подальше. А вот обратный вариант гораздо более перспективен – лучше иметь хороший слух и, допустим, не большой и тихий голос, но поверьте, слушать вас будут. Ибо лучше пусть тише, но чище, чем громко и «мимо нот».

Подводя итоги статьи, думаю, что теперь вы можете сказать, как и я, что диагноз «нет слуха» вполне себе ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ и даже очень успешно. Нужно только обоюдное желание педагога и ученика. И ВСЁ будет ВОЗМОЖНО!


И ещё.

Если среди прочитавших эту статью оказались мои коллеги «по цеху», то я обращаюсь к вам с просьбой: НИКОГДА не ставьте вашему подопечному этот страшный унизительный диагноз: «у вас нет слуха».

Надеюсь, вы поняли, что людей без слуха просто нет (за исключением глухонемых). А есть, увы, лень и нежелание работать над этой проблемой. Да, это очень трудно и требует огромного терпения с вашей стороны, педагоги. Но ведь и ученику будет не просто, ему УЖЕ тяжко, потому что он чувствует себя неполноценным. А кто сможет помочь человеку с неразвитым музыкальным слухом, если не вы?

Если бы все люди могли сами себя научить, то в нас, педагогах, отпала бы надобность. Поэтому прошу – уважайте желание ученика, ведь это то самое, ради чего стоит работать по своей профессии педагогу-музыканту.

Если вы не хотите работать с такими «трудными» учениками, то лучше признайтесь себе в этом честно и посоветуйте ученику обратиться к другому педагогу (всегда ведь можно сослаться на множество безобидных причин), который поможет ему в его проблеме, но только из-за своего нежелания работать не ставьте на ученике «клеймо», не вгоняйте его в депрессию и не понижайте его самооценку.

Помните, что ученик к вам всегда приходит за помощью, за вашими знаниями и мудростью. Уважайте его желание и уважайте собственный профессионализм и звание музыканта. А лучше всего – попытайтесь всё же поработать с такими учениками, это вам даст бесценный опыт и только повысит вашу квалификацию! Да, работать с учеником, у которого есть все данные «от Бога» — это счастье, конечно. Но когда вы САМИ можете научить тому, чего человек не умел, в чём он разуверился, чему его не мог научить никто до вас – вы сами становитесь Богом для этого ученика. Я не пытаюсь сейчас играть на вашем тщеславии, просто само предназначение преподавателя – научить и помочь научиться. Вы выбрали это предназначение. Или оно выбрало вас. Так позвольте себе испытать радость и то несравнимое счастье, когда вы сами УСЛЫШИТЕ, что НАУЧИЛИ своего ученика, что он может теперь то, чего не мог до встречи с вами. Будьте сто тысяч раз терпеливы и это вернётся вам сторицей!


Удачи всем и до встречи в следующих статьях! smile

Введите Ваш e-mail:



Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили
Речевой голос
Речевой голос, его функционирование, а также развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем
Речевой аппарат
Речевой аппарат и его строение. Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом