Обучение вокалу: грёзы и реальность

Часто, задумываясь на тему обучения вокалу, человек совершенно не представляет и не осознаёт, что такое на самом деле ВОКАЛ. Мало того, если задать ему напрямую вопрос «А что такое вокал?», то вряд ли вы сразу услышите вразумительный и правильный ответ. Человек говорит именно то, что он под этим словом САМ представляет себе, подчас совершенно не понимая истинного значения этого слова, как названия обучения. «Это пение», «красивый голос», «умение петь» и т.д. Уточню, что имеется в виду не происхождение и само значение СЛОВА «вокал», а именно процесс обучения, который называют «вокалом».

 

ВОКАЛ прежде всего подразумевает под собой УПРАВЛЕНИЕ ГОЛОСОМ в певческом режиме, а отсюда уже следуют и «красивый голос», и «пение», и «профессиональное звучание». Но главное здесь именно УПРАВЛЕНИЕ. Ведь в это понятие входит всё: освоение всех необходимых базовых навыков — постановка тела, профессионального певческого дыхания и артикуляции, далее — теория и практика строения голосового аппарата и его возможностей, его развитие, методы распевок, значение упражнений, понимание и владение певческими навыками голосоведения и звукоизвлечения, работа над тембром, диапазоном и динамикой голоса, техникой вокального мастерства, освоение стилей, манеры, подбор посильного и перспективного репертуара и т.д. и т.п. А ещё я бы добавила, что вокал, как ни крути, это также как минимум пассивная работа над развитием не только самого музыкального слуха, но и более тонкого слуха, точнее –слышания.

Так вот зачастую всего вышеперечисленного будущие ученики по вокалу совершенно не соображают и мало отдают себе отчёта в том, что вокал – это ещё и ТРУД, а не только удовольствие и вид музыкального искусства. Как говорил мне один из моих педагогов, ещё когда я была подростком: «Запомни, вокал – это прежде всего тяжёлый физический труд, а уже потом – музицирование, удовольствие, наслаждение, эстетика и творчество». Лично я только много позже, в годы своего профессионального обучения поняла его слова…

 

Нет, я не хочу никого пугать, кто подумывает о перспективе обучения вокалу и уж тем более моей задачей не стоит сейчас оттолкнуть вас от этого желания. Наоборот, я хочу как раз немного прояснить данный вопрос и предупредить, рассказать и пояснить, чего можно и нужно ждать от данного обучения, а чего грезить себе не стоит. По крайней мере на порах начального обучения этому искусству.

Да, дорогие мои, вокал – это серьёзно. И первое, что вам потребуется – это терпение и выносливость. Потому как будьте готовы к тому, что на начальной стадии занятий (некий первый подготовительный этап и весьма не малый по времени!) после первого прослушивания и анализа педагогом ваших данных, ваши занятия сначала будут довольно далеки от непосредственно пения и вообще звуковой  и голосовой работы. Не удивляйтесь – это как раз правильно. И печально, если именно данный этап вашего становления в вокале педагог решит пропустить, ибо в таком случае говорить о профессионализме и вообще качестве вашего будущего вокала просто не стоит.

Известно ли вам, что многие профессиональные вокалисты начинают свои упражнения с гимнастики? Какой? Ну, хотя бы дыхательной, например. Или просто телесной. ИМЕННО для разогрева всего своего организма, ВСЕГО ЛИШЬ ЧАСТЬЮ которого является непосредственно голосовой аппарат. А так уж нас природа устроила, что организм наш всегда должен работать слаженно, что предполагает под собой наличие взаимосвязей и зависимости между разными функциями самого организма, которые безусловно в вокале нужны и затребованы.

Идеальную некую вокальную «схему» только лишь начала работы, пожалуй, можно описать следующим образом:

Вы должны правильно встать (ибо вокал – это работа в стоячем положении), сделать и держать правильную осанку (дабы все внутренние органы, отвечающие за дыхание, были в правильном состоянии и свободны, не сдавлены и не искривлены), затем нужно правильно взять вдох, правильно открыть рот и уже затем правильно извлечь звук, с учётом того, ЧТО вы собрались петь (слова, отдельно гласные и т.д.).

И это я описала только самое начало работы, точнее то, что нужно для НАЧАЛА ПЕНИЯ. Не пугайтесь, опять же – это всё так длинно написано только, но делается с учётом опыта ученика очень быстро. Но дело как раз заключается в том, что вот это самое «быстро» достигается поначалу очень медленно smile  Хотя, конечно, всё зависит от ученика, его работоспособности и желания, ну и от интенсива преподавания самого педагога. И ТОЛЬКО при постоянном условии СИСТЕМАТИЧНОСТИ  И РЕГУЛЯРНОСТИ занятий, все перечисленные в «схеме» навыки приводятся постепенно в состояние автоматизма и скорости выполнения, соответственно. Но для начала всё же нужно запастись терпением и выдержкой, ибо всё даётся не сразу, а очень постепенно, по чётко выстроенной методике.

К каждому перечисленному навыку, будь то дыхание, артикуляция, постановка тела и т.д., идут группы упражнений, которые данный отдельный навык в человеке развивают. И здесь работает строгий ЗАКОН: пока первый навык не освоен достаточно хорошо, к следующему новому навыку НЕ переходят. В понятие «достаточно хорошо» входит не только хорошее владение навыком, но и самостоятельное умение ученика, когда он САМ может распознать свою ошибку (если вдруг она возникла), понять её причину возникновения и знать способ, как её можно устранить, и, соответственно, применить этот способ.

Как бы вам ни хотелось «поскорей начать петь», поймите, что время в вокале обмануть невозможно!! Что это значит? Поясню.

Каждый освоенный навык требует ВРЕМЕНИ для так называемой «усадки» в вас самих, в вашем организме и мозгах, если хотите, то есть нужна некая «обкатка», чтобы навык прочно вошёл в ваше владение, потому как тогда, когда вы уже начнёте именно ПЕТЬ, ваша голова не должна будет в тот момент постоянно думать о каких-то технических деталях, поверьте — вам будет не до этого, ибо любое музицирование – это творчество, а творчество – это «полёт души», не так ли?

 

Так вот чтобы вы во время пения не превратились в эдакого робота, который выполняет заложенную в него «программу», который то и дело думает про себя, как сделать одновременно то и это, да ничего не забыть, именно ПОЭТОМУ на начальном подготовительном этапе становления вокального мастерства уделяется СТОЛЬКО времени довольно рутинной работе. И что-либо пропустить из освоения базовых навыков не получится, потому как ПОТОМ, уже в процессе пения репертуара, обязательно начнутся проблемы и именно из-за отсутствия или недоработки того или иного необходимого навыка! Так что дабы не рыдать потом горючими слезами от обиды, лучше ИЗНАЧАЛЬНО запастись терпением и потратить необходимое количество времени на освоение «базы», без которой, увы, дорога в мир вокала будет закрыта, либо приведёт к полному разочарованию в себе (что ещё хуже для собственной самооценки).

Когда мне ученики задают вопрос «Ну а сколько же всё-таки понадобится времени для освоения этой самой базы?» (повторяю, в данном случае имеется в виду этап НЕмузыкальной работы, то есть сами вокальные упражнения и распевки в данный этап не включаются), я всегда им отвечаю – «Всё зависит ОТ ВАС, ваших особенностей, ваших данных, честности и работоспособности». Всё ОЧЕНЬ индивидуально.

Да, система, предположим, у педагога одна, но воспринимается она всеми учениками ПО-РАЗНОМУ. И это действительно зависит от перечисленных качеств и требований к ученику. Одному освоение навыка дыхания даётся проще, другому – артикуляция, у третьего – большие проблемы с позвоночником (сутулость, к примеру, как пожизненная привычка) и т.д. (отсюда, кстати, и следует то, что вокал – строго индивидуальная дисциплина). То есть у каждого ученика свой КПД, понимаете? Но закон равен со всеми – пока не получится то-то, дальше не идём. В итоге кто-то тратит на первый этап 3 месяца, а кто-то в 3 раза больше. Естественно, надо ещё учитывать частоту ваших занятий, то есть сколько их у вас в месяце.

Ну, а если говорить ещё о радении самого ученика за своё обучение – ленив ли он или наоборот честно над собой работает, выполняет ли домашние задания (которые, не удивляйтесь, МОГУТ быть, посильные и не большие, конечно) или халтурит, уповая только лишь на сами уроки с педагогом непосредственно, старается ли или его всё время надо призывать к этому и вырабатывать в нём самом умение быть требовательным к себе —  то это, между прочим, тоже ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ФАКТОР скорости обучения.

Важно понять здесь следующее. В самом начале педагог вкладывает «себя в ученика» на 100%, а «в обратку» от ученика получает 10%. Но это нормально только лишь какое-то время. Далее расчёт идёт на то, что ученик будет сознательно повышать свою отдачу в работу, чтобы таким образом и педагог, и его ученик сравнялись – каждый вкладывает по 50% своей работы. И ТОЛЬКО ТАК достигается результат!

Поймите, вкладывать из раза в раз педагогу своих сил и энергии на 100% на уроке, а в ответ – ноль, лень и халтура с разгильдяйством – это неуважение как к самому преподавателю, так и к изучаемому искусству. Ни один уважающий себя педагог на ТАКИХ условиях работать НЕ будет, сколько бы ученик ему не платил.

Понимаете, деньги (оплата урока) – это всего лишь компенсация за потраченное время, но они никак не восполнят потерянные силы, энергию, нервы. Ибо эти вещи деньгами не измеряются. Это же здоровье, в конце концов. Я от ленивых учеников всегда отказывалась (если они таки не брались за ум, хотя такое бывало редко), ибо унижать себя я не стану, а свободное время мне всегда дороже, так как мне его всегда не хватает. Ну и нервы мои целее будут. Понятно, что педагоги бывают разные, у всех свои критерии и понятия, свои ценности, поэтому обобщать здесь сложно. Но профессиональные честь и достоинство наверняка есть у каждого из них.

Что такое «домашние задания» и зачем они нужны?

 

Если мы говорим о первом постановочном этапе навыков, то в домашнее задание, как правило, входит самостоятельная отработка навыка, который был освоен на уроке. Подчёркиваю, именно ОСВОЕН вместе с педагогом и под его строгим контролем, с объяснениями и показом!! Никаких самостоятельных изучений чего-либо по интернету-книжке-«догадайся сам» НИКОГДА нормальным преподавателем на дом НЕ задаётся!! А если вдруг такое произошло, значит педагог либо не компетентен в данном задании (не знает сам, как преподать), либо (что чаще всего бывает) сам ленится ученику объяснять данный материал, показывать его, обучать ему и проверять у ученика качество выполнения материала на уроке. То есть таким образом перекладывает СВОИ профессиональные обязанности на ученика. От таких педагогов надо уходить, ибо если педагог ленив и халтурно с вами занимается, то многому вы у него не научитесь, а вот заплатите вы за это всё равно по полной.

Домашние задания имеют под собой цель именно той самой СКОРОСТИ освоения навыков. Ну, посудите сами. Допустим, у вас урок раз в неделю. Значит если вы не делаете домашних заданий, то до следующего урока проходит 6 (!!) дней, в которые навык находится «в стопе», то есть вы им не занимаетесь и не отрабатываете его, пока не встретитесь в следующий раз с педагогом, который заставит вас это делать. Поскольку речь изначально идёт о навыках чисто физических (вокал вообще является физическим искусством), а организм наш, как у спортсмена, требует ПОСТОЯННОЙ тренировки, если мы хотим от него результатов, то сами понимаете, что заниматься раз в неделю с перерывом на 6 дней – это всё равно что делать «шаг вперёд и два назад». Ибо когда вы явитесь в следующий раз на урок, то педагог будет вынужден ВСЁ вспоминать с вами заново, а на это может уйти и весь урок!!

И что получается? Что вместо того, чтобы продвинуть ваше обучение дальше вперёд, педагог будет ВЫНУЖДЕН по вашей милости всё проходить заново, ибо тело ваше и всё то, чему вас учили неделю назад, будет начисто забыто. В лучшем случае в голове отложится ТЕОРИЯ, но сама ПРАКТИКА навыка будет утеряна и её надо будет снова восстанавливать. Зряшный труд для педагога… Нет, если у вас есть такая шикарная возможность заниматься с педагогом каждый день – тогда можно обойтись и без домашних заданий, конечно. Но вряд ли вы потянете такой режим финансово, правда?

 

Поэтому запомните и учтите, что всё, что вам педагог задаёт повторить (!!) или отработать до супер-состояния дома – НАДО ВЫПОЛНЯТЬ безукоризненно! Иначе пеняйте на себя и потом не нойте, что вы уже столько месяцев (а при раскладе, что у вас урок раз в неделю, под месяцем понимается всего лишь 4 занятия, а не 30 дней) «делаете одно и то же» и никак не сдвигаетесь с места. Педагог и рад бы вас «сдвинуть», да без ВАШЕЙ же помощи он этого сделать не может, ибо учит он ВАС, а не себя. Значит от вашего результата и отталкивается дальше.

Есть ещё обратная сторона – это ученики-торопыги, не терпеливые, которые всё время стараются «лезть вперёд батьки в пекло». Такое встречается реже, но всё же бывает. Даже не знаю, радоваться этому или всё же печалиться smile  Дело в том, что такие «торопыги» способны нанести себе вред, который потом педагогу придётся так или иначе исправлять, чтобы продолжать обучение. Ученик по своей неопытности может не заметить ошибки в выполнении какого-либо навыка или задания, которого ему педагог НЕ задавал и которому ученик решил потренироваться сам лично. Знайте, что педагог задаёт на дом только ТО, в чём он уверен, что ученик данное освоил ВЕРНО и что можно ему доверить домашнюю самостоятельную доработку! Если вы на уроке показали слабый результат или чего-то не поняли, если что-то пока на самом уроке НЕ получается, то педагог ни в коем случае на задаст вам это на дом, как закрепление и самотренировку. Потому как потом ему же придётся разбираться в ваших ошибках. Педагог – это мастер, который оценит вас правильно со стороны и заметит то, что вы ещё пока по неопытности можете попустить и ЗАКРЕПИТЬ таким образом ошибку! Тренируя навык, не забывайте, что организм ваш всё запоминает и постепенно приучается к чему-либо, и к ошибке он также может привыкнуть. Педагог впоследствии на уроке всё, конечно, заметит и укажет вам на ошибку, но беда вся в том, что на исправление уже внедрённой ошибки может опять-таки уйти бесценное ВРЕМЯ! А это  — торможение процесса, на скорость и качество которого работает ваш преподаватель и в котором вроде как заинтересованы и вы. Делайте дома только то, о чём вас попросил педагог – вот и всё.

ОЧЕНЬ болезным вопросом является систематичность и регулярность занятий.

Реже в отсутствии оного бывает виноват сам преподаватель. Но встречается. Причины разные тому, но чаще всего: педагог часто болеет и отменяет с вами занятия, уезжает на гастроли (если это действующий вокалист, работающий в театре, в филармонии, в коллективах и т.д.), на отдых, на работу в другой город. Может также быть какая-то несостыковка в его расписании между частным репетиторством и официальной работой. Если вы замечаете подобную регулярную нестабильность в занятиях по вине педагога, то мой вам совет – не раздумывайте и не терпите, поищите себе педагога понадёжнее. Всегда помните, что даже один пропущенный урок ДЛЯ ВАС – это «шаг вперёд и два назад». Педагог-то при отсутствии занятий с вами потеряет в худшем случае только деньги, но при этом останется при своих умениях и знаниях. А что потеряете вы? То, за чем, собственно, и пришли к нему заниматься.

Но к сожалению чаще всего систематичность и регулярность занятий нарушается всё же по вине ученика, а не преподавателя. Да, причины тоже могут быть разные и вроде как все «уважительные». И всё бы ничего (в этом случае кто чего теряет мы уже разобрали), кроме одного, как говорится… Поверьте, дорогие мои, что именно вы – те, кто собрался научиться вокалу – первыми же начинаете разочаровываться в самом процессе обучения вокалу и что ещё хуже – в вашем преподавателе!! Почему это происходит?

А вот тут надо понимать логику мышления относительно процесса обучения как со стороны ученика, так и со стороны педагога.

Несколько выше я писала о том, что, к примеру, под «месяцем занятий» вы должны на самом деле понимать всего лишь 4 урока (если у вас вокал раз в неделю). Но чаще всего ученик, пропуская занятия в течение месяца по причине, например, отъезда в отпуск или в командировку, ПОТОМ, возвращаясь на занятия, почему-то ВКЛЮЧАЕТ в своём сознании этот пропущенный месяц  в ВЕСЬ свой ПРОШЕДШИЙ период обучения (допустим, полгода).

 

Соответственно, памятуя недавний разговор о том, что за отсутствием регулярной «тренировки» организм практически полностью теряет ещё неокрепшие навыки (простите, но если уж на то пошло, то педагог ваш этим навыкам учился много ЛЕТ, поэтому сейчас он ими владеет мастерски и они у него точно уже на «автопилоте», чего не скажешь об ученике, только начавшему процесс становления и изучения), вполне понятно тогда, ПОЧЕМУ по вашему возвращению на занятия преподаватель вынужден ЗАНОВО всё с вами повторять, объяснять и показывать. Вы и сами будете удивлены тому, что организм ваш все навыки забыл, плохо слушается, ничего не получается или получается слабо, хотя вполне возможно, что голова-то ваша всё в теории запомнила (что тоже не всегда бывает).

Не удивляйтесь, но иногда после подобных «каникул» в месяц-два человека приходится восстанавливать в плане вокала по несколько уроков (смотря, сколько и что пройдено)! Важно здесь понимать, что педагог в данном случае ни в чём не виноват и не вредничает, заставляя вас перепроходить заново пройденный материал. Педагог как раз заинтересован в ВАС и в ВАШЕМ результате, но вместе с тем он прекрасно понимает, что если что-то из вас «ушло», то само оно не вернётся, а как тогда дальше-то вас учить?

Понимаете, в системе обучения вокалу абсолютно ВСЕ навыки ВЗАИМОСВЯЗАНЫ между собой! То есть вы не сможете потом говорить о качестве и грамотности своего пения, задействуя только лишь те навыки, которые хорошо знаете и сознательно опуская то, в чём вы слабы или чем не владеете. На качестве вашего вокала подобные упущения мгновенно скажутся, это будет и слышно, и видно. Вот поэтому я и говорила про закон – пока не освоено одно, к другому переходить нельзя. Данный закон работает, между прочим, во всех обучениях чему-либо. Учась в 1-м классе ребёнок не может потянуть программу 11-го класса, ведь так? Ну и что, что он хочет поскорее закончить школу! Время обмануть невозможно в данном случае. И посредством гипноза пока ещё никто вокалу за пару часов не научился.

Но вот изумляет иногда то, что вполне себе взрослый и понимающий ученик, пропустив много занятий и разочаровываясь от скуки в том, что его заставляют вспомнить пройденное (чтобы хотя бы настроиться на работу после долгого перерыва ничего неделанья) вдруг начинает по возвращении задавать наиглупейший вопрос: «а когда же я петь-то начну?» То есть бедной «жертве» кажется, что педагог как будто специально водит его по одному и тому же кругу упражнений и всё никак не даёт петь! «Когда я сочту нужным – тогда вы и начнёте петь» — так обычно я отвечала на подобные вопросы, если вдруг такая «жертва» встречалась в моей практике преподавания. Далее шли подробные объяснения, что, почему и зачем. И если «жертва» так и не понимала, в чём причина «несправедливости», то я предлагала ей прекратить со мной занятия. Знаете, на неадекватность лучше себя не тратить, себе дороже будет. Либо педагог и ученик понимают друг друга, либо расходятся, как в море корабли.

Так что всегда помните, что ваши прогулы – это ВАШИ проблемы. За ВАС никто вашу работу в обучении НЕ сделает. Сюда же относится «вокал по настроению». «Хочу – занимаюсь, хочу – не занимаюсь» — вряд ли с таким отношением к делу за вас будет радеть ваш преподаватель. Ведь любому преподавателю выгодно вас научить хорошо, потому как вы – это его будущая «живая» реклама. А что может быть лучше? (в этой связи я, если честно, никогда не понимала педагогов-халтурщиков). «Маркой» педагога всегда являются его ученики и то, что они могут и как они поют, это факт.

А главное, поймите, что любому педагогу ТАКЖЕ, как и вам, хочется творчества и музыки в работе с учеником, а не занудного отрабатывания чисто технических физических навыков с ним! Поэтому специально вас на начальном базовом этапе держать никто не будет. Все хотят петь. И педагоги тоже  yes

 

 

В следующем этапе непосредственно развития голоса, его становления и мастерства будет уже и проще, и в каком-то плане интереснее, потому как вы будете уже СЛЫШАТЬ свой результат в виде пения, а не просто ощущать только в виде дыхания или работе артикуляции.

 

Но когда дело дойдёт до подбора репертуара, мой вам совет – послушайтесь педагога, того, что он вам посоветует или предложит. Нет, вы можете лелеять мечту об исполнении вами какой-нибудь любимой песни, но педагогу виднее со стороны и благодаря своей дальновидности и опытности (которой пока ещё нет у вас, но появится со временем), ЧТО конкретно на ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ  («здесь и сейчас») и согласно вашему нынешнему уровню вокала (владения голосом) вы способны будете выучить и спеть ТАК, чтобы вашему голосу было это по силам, чтобы работа над песней не превратилась для вас в пытку, чтобы вы сами (и не только вы) в итоге получили удовольствие от себя и своего пения и чтобы подобранный репертуар был не просто «за ради попеть», а чтобы он вас ещё чему-нибудь научил или укрепил какие-либо ваши полученные путём упражнений умения. Именно с такой стратегией ученику подбирается вокальный материал. Ну, по поводу подбора репертуара я написала отдельную статью, поэтому здесь эту тему развивать не буду.

Также в обучении (и не только вокальном) ВАЖЕН вопрос ДОВЕРИЯ. Я говорю про доверие ученика к педагогу.

Если вы выбрали данного преподавателя, если вы действительно хотите у него заниматься и учиться вокалу, то прежде всего ДОВЕРЬТЕСЬ своему педагогу, ибо он – профи в своём деле и лучше знает, видит, понимает, слышит и соображает, ЧТО вам нужно и КАК конкретно вас учить своему искусству. Выполняйте все требования педагога на уроке и дома, учитесь достойно, сравнивайте свои результаты, слушайте внимательно, что вам говорят, впитывайте, не бойтесь пробовать, если педагог на чём-то настаивает. В данном содружестве педагог – ведущий, а вы – ведомый. Какая-либо критика в адрес педагога и его методов обучения НЕ уместна со стороны ученика, ибо ученику в любом случае далеко до профессионализма преподавателя, ну и к тому же у ученика просто нет нужной компетенции и квалификации.

 

А ежели вы начнёте каждое замечание или упражнение педагога подвергать критике и собственному анализу на предмет «нужности» данного задания, если вы будете постоянно сначала слушать себя и своё мнение, а потом уже мнение преподавателя, если вы считаете, что можете рассуждать на уровне педагога с его знаниями и опытом и САМИ решаете, КАК и ЧТО вам надо делать и петь, то тогда ЗАЧЕМ вам педагог? Только ради того, чтобы прийти к нему и с видом профессора доказывать, КАК вы знаете да можете?

 

К педагогам ходят УЧИТЬСЯ, а учёба со старых времён значит и беспрекословное послушание! Поэтому все пререкания, иронию, критику и сомнения оставьте в другом месте, а на уроке с преподавателем доверяйте всецело ЕМУ, а не своим «мне кажется, я считаю, мне так или это больше нравится» и т.д. Доверяйте и слушайтесь. Потому что если доверия не будет, то и заниматься тогда с преподавателем незачем, учите тогда себя сами, раз вы «всё знаете».

Ну и в конце пару слов о пунктуальности и взаимном уважении, без чего не строится ни одно нормальное общение и обучение.

Пожалуйста, примите во внимание на будущее, что ОПАЗДЫВАТЬ на свои занятия нельзя. Уважайте и время педагога, и своё собственное. И если вы опаздываете, то соизвольте об этом предупредить вашего преподавателя. Соответственно, такое же требование выдвигается и преподавателю. Если же вы опоздали на урок, то урок будет сокращён ровно на время вашего опоздания, но оплате при этом будет подлежать урок полностью (всё его запланированное время). Часто педагоги работают в плотном графике и не имеют возможности (и не обязаны) сдвигать свой график и других учеников, продлевая таким образом себе рабочий день, из-за «опаздунов», имейте это в виду.

Также если вы вдруг ставите педагога в известность о том, что не придёте на урок ЗА 5-10 минут (час) до его начала, то ваш урок всё равно подлежит оплате, поскольку на вас было специально выделено время в расписании (помещение и т.д.), которое не должно в итоге пропадать даром. В противном случае педагог имеет право отказать вам в последующих занятиях.

Итак, вывод из всего длинно-написанного…

О ЧЁМ ГРЕЗИТЬ НЕ НАДО:

  • Что вокалу можно научиться быстро и легко
  • Что обучение вокалу – это сплошное удовольствие и бесконечное пение
  • Что вы запоёте прямо на первом же уроке (если только это не прослушивание ваших данных)
  • Что надо только немножко поучиться и можно петь всё, что угодно
  • Что можно прерывать своё обучение без потерь в освоенном материале
  • Что если вас учит такой-то педагог, то и вы будете петь, как этот педагог
  • Что в случае вашего опоздания урок будет продлён на время вашего опоздания

ЧТО МОЖНО И НУЖНО ОЖИДАТЬ ОТ УРОКОВ ВОКАЛА И К ЧЕМУ БЫТЬ ГОТОВЫМ:

  • Вы будете постепенно развивать не только свой голос, но и приобретёте массу полезных навыков для здоровья и жизни
  • Что педагог будет в вас лично заинтересован, как в своём протеже
  • Что при регулярной системе занятий вы через несколько месяцев перейдёте к вокальным упражнениям, а затем и к репертуару
  • Домашние задания придётся честно выполнять, если вы хотите добиться результатов как можно скорее
  • Что для вокала нужен не только голос, но и слух и вам его придётся также развивать
  • Нужно иметь большое терпение к самому себе прежде всего
  • Беспрекословное выполнение требований, заданий и упражнений педагога, честность и трудолюбие от самого себя
  • Пытайтесь понять педагога и доверяйте ему на 100%, ибо он вам желает только добра

 

Удачи вам и радости от знакомства с миром вокала!  give_rose  






Рейтинг@Mail.ru




Введите Ваш e-mail:


Яндекс.Метрика




Понравилось

2 комментария

  1. Татьяна

    30.08.2017 at 14:45

    Ну наконец-то хоть кто-то написал всю правду о вокале!Светлана,спасибо Вам большое!Я — ваша коллега и мне очень понравилась ваша статья!Подписываюсь под каждым вашим словом,Вы написали всё абсолютно правильно!Браво!

    Понравилось
    1. Светлана Митина

      30.08.2017 at 15:17

      Татьяна, благодарю Вас за столь лестный отзыв о моей статье!Очень рада, что статья Вам понравилась.Надеюсь, что буду радовать Вас и дальше.
      С Уважением,
      Светлана Митина

      Понравилось

Оставьте комментарий

Я и МОИ УЧЕНИКИ: видеозаписи выступлений
Поскольку поступил запрос (ибо некоторые мои читатели пишут мне по Обратной Связи), то я подумала и решила, что действительно будет
Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Трансформация через МОЛИТВУ
«…И если кто-то в гибельной гордыне Слова святых молитв забыть готов, — Дозволь, чтоб я вернул его к святыне Могуществом
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили