Примарная зона и общий диапазон голоса

Изредка на некоторых вокальных сайтах я встречала тему «примарная область» или «примарные ноты», но всё же тема эта не популярна на сайтах и уж тем более, как выяснилось, сами педагоги-вокалисты довольно редко посвящают ученика в то, что помимо общего диапазона голоса (понятие, которое более-менее понимают все) в самом этом диапазоне существует ещё так называемая «примарная зона». Поэтому я решила внести свою лепту в рассмотрение и объяснение этой важной темы для тех, кто с вокалом знакомится впервые и тех, кто занимается вокалом давно, но понятия не имел о примарной зоне (хотя наверняка догадывался).

ПРИМАРНОЙ ЗОНОЙ называется та область звуков (нот) или некий участок общего диапазона голоса, которая при пении наиболее выгодно звучит – вот вам моё простое объяснение.  Само слово «примарный» возникло от слова «прима» (от лат. prima — первая, отсюда названия «примадонна», «прима-балерина»). А теперь рассмотрим это понятие поподробнее в контексте певческого диапазона.

Что значит «наиболее выгодно звучит»? Имеется в виду следующее:

  • Голос в этих нотах (данной области) обладает наибольшей свободой, то есть во время пения исполнитель чувствует себя наиболее комфортно физически
  • В данной области нот голос наиболее красив, то есть раскрывается полностью его природный родной тембр, его богатство красок звучания
  • Именно в примарной зоне звуков голос способен на максимальную мощность (и владение ею), которая легко даётся исполнителю, голос звучит очень ярко и при этом – естественно, без усилий и зажимов

Собственно, вот эти три параметра и определяют ноты «примарной зоны» звучания.

Само понятие «примарной зоны» в аспекте певческого диапазона подразумевает под собой  ПРЕВАЛИРУЮЩИЕ ноты, то есть самые «лучшие» по звучанию (по всем параметрам).

Как вы понимаете, такая зона звуков есть абсолютно у каждого человека, который поёт или занимается вокалом. И об этой зоне НУЖНО знать с самого начала занятий. Обычно данный параметр в диапазоне «вычисляется» педагогом при первом прослушивании ученика, когда в принципе стоит цель узнать и зафиксировать наличествующий общий диапазон голоса у человека на данный момент времени. По-другому говоря, при прослушивании важно понять оба физических параметра голоса – ДИАПАЗОН ОБЩИЙ (то есть от самой низкой ноты, которую человек может спеть хоть как-то, до самой высокой ноты, которую он может издать) и ПРИМАРНУЮ ЗОНУ (или внутренний примарный диапазон самых «лучших» звуков).

Как раз ключевой разницей в определении этих двух видов диапазона считается то, что в ОБЩЕМ ДИАПАЗОНЕ выясняется общий голосовой звуковысотный объём (здесь не ставится вопрос «КАК по качеству звучат ноты», главное, что голосовые связки человека данные ноты «берут» или смыкают), а в ПРИМАРНОЙ ЗОНЕ как раз учитываются КАЧЕСТВА звучания голоса (выше они перечислены).

А зачем нужно знать оба этих диапазона голоса (общий и внутренний примарный)?

ОБЩИЙ ДИАПАЗОН голоса в принципе сам по себе всегда вызывает у человека естественное любопытство – насколько «большой» у меня голос? Сколько нот я могу «взять»? Как высоко и как низко я могу петь? Ну и к тому же сейчас стало модным в СМИ писать про какого-нибудь дюже популярного певца и его диапазон в 3-4 октавы. Как ни странно, на людей сие производит впечатление, хотя если они не образованы по части музыкальной грамоты и сольфеджио, то понятие «октава» им ничего не говорит.

Поэтому когда на том же первичном прослушивании-знакомстве с голосом заходит речь об общем диапазоне голоса, то, как правило, ученик сразу понимает, о чём идёт речь. Но, пожалуй, всё-таки стоит объяснить ученику, что общий диапазон показывает больше гипотетические возможности голоса по высоте и «нижине», нежели реальные. Потому что уже при прослушивании общего диапазона и педагог, и сам ученик начинают отмечать те самые «примарные звуки» голоса, ибо они сразу дают о себе знать. И прослушивающемуся сразу становится понятно (пусть даже и в первый раз в жизни), что оказывается несмотря на такой-то объём его общего диапазона (который как раз принято измерять в октавах), далеко НЕ ВСЕ ноты этого диапазона звучат по качеству одинаково, да и по чисто физическим ощущениям во время пения также разница наблюдается и иногда очень даже сильная.


Я часто во время прослушивания ученика останавливаю его на какой-либо ноте и задаю ему вопрос, какие у него ощущения сейчас во время пения были. Что он чувствовал? Напряжение? Сильное? Слабое? Или его вообще не было? Было комфортно петь эту ноту или нет? И вы знаете, как правило у ученика всегда есть ответ, что и хорошо – значит процесс идёт сознательно. А я таким образом проверяю именно свои ощущения от пения-воспроизведения человеком данных нот. Потому как накопленный слуховой и певческий опыт сразу безошибочно подсказывает рамки той самой «примарной зоны» у поющего, а также его проблемы по звуковысоте.


Общий диапазон важен именно в ПЕРСПЕКТИВЕ обучения, то есть на будущее. По его параметрам можно судить о многих вещах, как то – природная принадлежность голоса, опыт пения в прошлом (если таковой был),  в какую сторону следует по диапазону развивать голос (в сторону верхних нот или низких, или же вообще в среднем регистре), сравнение регистров звучания по выраженности, объёму и мощности. Также можно на этом же этапе уловить проблемы ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ, которые мешают человеку петь правильно и свободно, что неизбежно сказывается на объёме диапазона в целом. И можно также понять, какие ноты (какого регистра) следует в будущем доразвить и укрепить.

 

Что касается именно ПРИМАРНОЙ ЗОНЫ голоса и определения её масштаба в голосе (иногда это может быть 1,5 октавы (или 18 нот, если быть точным), а иногда и 5 нот всего), то тут как раз цель несколько иная.

ПРИМАРНАЯ ЗОНА очень важна именно для того, чтобы начать самые первые вокальные упражнения. Потому как упражнение содержит в себе именно изучение и освоение какого-то важного певческого навыка, а значит по части звучания голоса должно быть удобно ученику. Иначе голова ученика в процессе обучения будет думать только о «тяжести» и неудобстве самой ноты, но никак не о приобретаемом навыке, сами знания пройдут мимо.

Также примарная зона показывает наиболее удобную высоту пения у человека, что ОЧЕНЬ ВАЖНО учитывать при будущем подборе репертуара. Всё-таки, как ни крути, но в подобранной песне по правилам 80% нот должно «ложиться» в примарный диапазон звучания человека и только 20% нот может составлять какую-то трудность в пении.

Спрашивается, а почему не все 100% нот должны уложиться в примарную зону? Ответ прост: потому что тогда будет слишком легко, а если мы учитываем ту задачу, что песня, как некий промежуточный итог на этапе вокального развития, должна стать своеобразным «экзаменом» для певца, где тот может и должен показать все свои умения на данный момент, то хорошо бы было, чтобы песня являлась продолжением обученческих навыков, их закреплением и способствовала развитию и опыту поющего. Если в песне нет ну совсем никаких трудностей, которые надо учиться преодолевать путём применения знаний и приёмов вокала, то такая песня в плане пения довольно бесплодна, пользы практически никакой не несёт, кроме как просто эстетической радости от самого процесса пения. Я же всегда считала, что песня (репертуар) должна нести в себе также и развивающее зерно – тогда удовольствия от процесса работы над ней, пользы, творческой эйфории от конечного исполнения будет в разы больше, не говоря уже об осознании «я смог! у меня получилось и получилось достойно!»

Также и в обратном случае, если 100% (или большая степень) нот песни не входит в примарную зону поющего, то работа над песней превращается в ад и сплошное мучение, причём как для ученика, так и для педагога. Нет, гипотетически можно и с этим «побороться» и попытаться песню сделать «удобной» для конкретного голоса поющего, но это значительно увеличит время работы над ней  +  понадобится недюжее терпение, а кто из учеников (прежде всего) согласится на такое? Ведь все же хотят петь (а не мучиться) и побольше, наращивать богатство и разнообразие своего репертуара и опыта, да и время всем дорого.

Из этого следует вывод, что существует прямая зависимость между примарной зоной певца и критериями подбора репертуара.

Также не премину сказать, что на самом деле между ОБЩИМ ДИАПАЗОНОМ и ПРИМАРНОЙ ЗОНОЙ существует тесная связь и взаимовлияние. Это тоже важно знать. Что имеется в виду?

Моя практика за много лет работы показала, что чем у человека больше ОБЩИЙ диапазон, тем БОЛЬШЕ (как правило) и его ПРИМАРНАЯ ЗОНА.

Бывают, правда, «исключения из правил», но довольно редко. Встречалось такое, что общий диапазон у ученика, предположим, 2 октавы, а примарная зона при этом очень маленькая – меньше октавы (5-6 нот). Или же примарная зона резко смещена в определённый регистр (то есть удобно петь только наверху или только внизу) и также усечена. Причины подобных «отклонений» могут быть разные, но чаще всего всё сводится к тому, что либо человек никогда в своей жизни не пел вообще (бывает и такое) и не занимался этим, либо певческим удобством звучания командует родная РЕЧЕВАЯ звуковысота.


Есть такое понятие – «наговоренные ноты». Что это? Это те музыкальные ноты, которые по своей звуковысоте очень близки к звуковысоте речи человека. Ведь когда человек говорит – это тоже звук, и он имеет свою герцевую частоту, как и ноты. Так вот чаще всего у не певших ранее людей обнаруживается то, что их примарная зона расположена именно там, на тех нотах, на которых они в обычной жизни «говорят». А поскольку человек говорит по многу часов каждый день, то и данная звуковысота звучания голоса становится «родной», привычной, превалирующей  и впоследствии наиболее удобной в пении. То есть, если в жизни речевой голос человека довольно высок, тонок, пискляв, то и в певческом режиме таким голосам будет удобнее петь скорее наверху (в верхнем регистре или ближе к нему), чем внизу. При этом по факту сам общий диапазон голоса этого человека может прекрасно захватывать ноты нижнего и среднего регистров звучания. Вот так обнаруживает себя так называемое СМЕЩЕНИЕ примарной зоны.


Также бывает не редко такое явление, как РАЗЛОМ примарной зоны. Под разломом понимается примарная зона, как бы состоящая из двух частей – кусочек на одних нотах (например, пониже), затем идёт какой-то провал, голос звучит плохо или очень слабо, а затем как будто снова примарная зона продолжается (уже в нотах повыше).

Как правило, подобный разлом примарной зоны создают ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ, которые есть у каждого человека на стыке перехода регистров звучания голоса и которые могут быть выражены наиболее или наименее ярко. У всех по-разному. Если переходные ноты сильно выражены и, соответственно, ощутимо влияют на работу голоса, а при этом ДО них и ПОСЛЕ них идёт примарная зона звучания, то неизбежен разлом, что, конечно же, очень обидно, поскольку зачастую подобная проблема затрудняет подбор того же репертуара. Но данная проблема вполне решаема, только, увы, со временем, когда поющий уже научится «правильно обходится» с переходными нотами и они не будут доставлять ему столько хлопот и неприятностей. В данной статье я не буду останавливаться на проблеме переходных нот, поговорим о них в другой раз.

По части взаимовлияния общего диапазона и примарной зоны также могу добавить, что если в процессе обучения вокалу расширяются рамки общего диапазона (то есть он становится больше), то также вслед расширяются рамки и примарной зоны. И, увы, наоборот.

Надо сказать, что к сожалению объём примарной зоны никогда не сможет совпасть с объёмом общего диапазона, сколько не распевайся и сколько не тренируйся. Так уж нас устроила природа. И если вам кажется при прослушивании своего любимого певца, что при всём огромном диапазоне песни ему спокойно даются все её ноты, что он везде одинаково шикарно и свободно звучит – то поверьте, что это не так. Просто профессионализм певца как раз и заключается в его мастерстве исполнения. А под ним понимается в том числе и та цель, чтобы слушатель ни в коем случае не услышал каких-то трудностей в исполнении, каких-то проблем голоса поющего. Слушатель не должен знать о физических ощущениях или неудобствах певца во время пения, он должен получать лишь удовольствие от его исполнения – такова стратегия выступления у профессионала.

Мастерство пения в данном случае – это свободное и мгновенное владение приёмами вокального исполнительства, которые как раз и созданы для того, чтобы облегчить само пение и по возможности завуалировать некие неудобства в виде, например, тех же ПЕРЕХОДНЫХ НОТ, о которых я буду рассказывать здесь в отдельной своей статье.

Подведём итог. Надеюсь, теперь понятно, насколько в голосе важны ОБА параметра – и общего диапазона, и примарной зоны. И если к расширению общего диапазона стремятся все, то про расширение примарной зоны задумываются очень не многие, просто потому, что не знают о ней. А тем не менее именно расширение и обогащение примарной зоны даёт гораздо большую возможность в выборе наиболее интересного и самого разнообразного репертуара!

Берегите и развивайте свой диапазон, работайте над расширением примарной зоны (что, надо сказать, дело не быстрое) и тогда огромное богатство вокальной литературы будет вам доступно, что станет вашим преимуществом перед другими.

Удачи! give_rose  

 

Введите Ваш e-mail:



Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили
Речевой голос
Речевой голос, его функционирование, а также развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем
Речевой аппарат
Речевой аппарат и его строение. Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом