Его Величество Тембр


Что значит слово «тембр» в вокале? Безусловно, это краска голоса (в переводе с французского слово «тембр» значит «печать, клеймо»). Это все те индивидуальные особенности звучания голоса, определённый набор конкретных обертонов (от нем. Oberton — «верхний тон» — это призвуки, входящие в спектр музыкального звука или составляющие звука), которые делают голос каждого человека ИНДИВИДУАЛЬНЫМ по своей окраске или, по-другому говоря, ТЕМБРУ. Поверьте, что нет двух одинаковых тембров голоса, есть похожие и может даже очень похожие, но абсолютно одинаковых – НЕТ. И именно своей индивидуальностью так привлекателен каждый вокальный голос. Да и речевой голос тоже.

Если, к примеру, вы возьмёте запись одной и той же песни в исполнении двух разных певиц (или певцов), причём песня будет в одинаковой аранжировке, тональности и темпе, с одной и той же манерой воспроизведения, то наверняка вы точно для себя определите, КАКАЯ ИМЕННО певица вам понравилась больше с этой песней. Вряд ли одинаково понравятся обе, вы выберите какую-то одну. А почему? Ведь и песня одна и та же, и поёт её в обоих случаях женский голос, и все остальные вышеперечисленные параметры одинаковые, и певицы обе прекрасные, а вот почему-то такая-то исполнительница больше нравится, как поёт данную песню, а другая – меньше. Это и есть ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕМБРА голоса певца на слушателя. Теперь понимаете, о чём я говорю?

Но прежде, чем продолжить разговор о тембре голоса, давайте также поймём, что есть ещё понятие – ТИП ГОЛОСА. Вот не путайтесь, пожалуйста.

laugh1 laugh  sarcastic

Тип голоса – это разновидности голосовой принадлежности, обусловленные самой природой при рождении человека и последующем его взрослении (в переходном возрасте). Тип голоса, как и строение голосовых связок, закладывается в организме человека именно при рождении, и, как вы понимаете, данное строение будущего вокального аппарата поменять или как-то изменить НЕЛЬЗЯ (если только не осознанным добровольным насильственным способом, как певцы-кастраты, например). Так вот к типам голоса как раз относятся такие известные вам названия градации голосов по высоте, как «сопрано», «бас» и т.д. Ниже я привожу таблицу типов голосов, взятую из Википедии – там чётко и правильно написана вся градация типов голосов по высоте, есть все названия и пояснения (низкий, высокий, средний):

Женские голоса Сопрано — высокий Колоратурное
Лирико-колоратурное
Лирическое
Лирико-драматическое
Драматическое
Меццо-сопрано (средний) Высокое (лирическое)
Низкое (драматическое)
Контральто (низкий)
Мужские голоса Тенор (высокий) Альтино
Лирический (di grazia)
Меццо-характерный (spinto)
Драматический (di forza)
Баритон (средний) Тенор-баритон
Лирический
Драматический
Бас (низкий) Высокий (cantanto)
Центральный
Низкий (profundo)

 

Вот вам шуточные микро-примеры низких и высоких мужских и женских голосов  laugh

 

laugh1 mosking  sarcastic

Надеюсь, на этом с типом голосов всё стало понятно.

Чего, собственно, я хотела этим отступлением от темы? Чтобы вы не путались и понимали правильно для себя, что такое «тембр» голоса, а что такое – «тип голоса». Просто на самом деле будет звучать не грамотно — «у неё тембр контральто» или «у неё низкий тембр». Тембр – это именно индивидуальная КРАСКА звучания, а не природная принадлежность голоса.

И если ТИП голоса изменить фактически невозможно, то как раз на тембр-то повлиять можно. Этому способствуют и вокальные упражнения, техника, но также и «культура звука», слуховой и интонационный опыт. Ведь не даром же педагоги по вокалу, когда учат своих студентов, постоянно призывают их к тому, чтобы они побольше слушали определённых исполнителей-профи с мировым именем, чьи тембры голосов (в том числе) завоевали тем славу и признание публики.

Но в данной статье мне бы хотелось обсудить не красоту разных тембров (ибо эта тема бесконечна, но подвержена разным предпочтениям), а именно МИНУСЫ, которыми, увы, часто тембр вокального голоса может страдать. Что понимается под «минусами» тембра? Рассмотрим наиболее распространённые из них.

ПЕРВЫЙ гнусавость голоса, то есть когда говорят, что человек поёт «в нос». Думаю, что все из вас хотя бы раз слышали подобные голоса и без труда «констатировали» данный минус тембра на слух. Данное искажение тембра, кстати, встречается не редко в непрофессиональной среде.

«Гнусавость» тембра образуется из-за звучания (внутренней вибрации) голоса в носовых резонаторах – гайморовых пазухах. То есть звук, рождаясь в голосовых связках, далее идёт «на выход» не через ротовую полость, а частично (или в большем проценте) попадает также в гайморовы пазухи, это хорошо изображено на картинке ниже:

 

Поскольку гайморовы пазухи – резонаторы очень маленькие, то звуковая волна во много раз уплотняется и начинает гипер-резонировать. Но довольно ярко, надо сказать. Только вот замечено, что гнусавый голос практически лишён динамики, то есть влиять на мощность фактически невозможно. Либо голос «дребезжит» и довольно громко, либо его не слышно вообще.

В данном случае нужно работать с резонаторами, точнее, направлением голоса в них. Это не простое умение и достигается оно не сразу, ибо резонаторы находятся внутри нас (в данном случае речь идёт о резонаторах внутренних, а не внешних), их не потрогать и не увидеть, но нужно учиться чувствовать свой собственный звук в себе внутри, вибрацию своей звуковой волны, поскольку именно через эти ощущения постигается работа резонаторов.

Есть специальные приёмы, которые помогают человеку «перевести» свой звук из носа полностью в ротовую полость. Но в выполнении данного приёма должен быть задействован строгий контроль со стороны, то есть педагога. Более подробно про резонаторы и работе с ними речь идёт в специальной статье, поэтому здесь мы на этом вопросе подробно останавливаться не будем.

ВТОРОЙ – это сиплость голоса. Тоже довольно распространённый дефект тембра, от которого надо бы избавляться. Чаще всего причиной сиплого голоса бывает именно не правильная работа дыхания, точнее – полное отсутствие навыка певческого дыхания, в котором важную роль играет давление воздуха и мышцы диафрагмы. Если выдох (а, соответственно, и звук голоса) идёт бесконтрольно и без должного для голосообразования давления, то, как правило, воздуха в этом случае тратится значительно больше, чем нужно. А сам выдох (без работы голосовых связок) даёт шумовой призвук – тот самый сип, который в случае пения с неправильным дыханием накладывается как раз на само звучание голоса. Таким образом, мы получаем «сиплый звук» или сиплый тембр голоса (голос «с сипотцой»).

Но данная тембровая «неисправность» устраняется сама по себе, как только человек «научается» правильно дышать во время пения. Сип в данном случае исчезает сразу же. Если же человек не только сипло поёт, но и сипит во время просто разговора, то в данном случае необходима консультация врача-фониатра, чтобы выяснить, нет ли у голосовых связок человека врождённой деформации. Потому как если такое есть в наличии, то, увы, с этим уже ничего не поделаешь, придётся с сипом во время пения смириться.

Также сип в звучании голоса может быть банально привнесённой чужой манерой пения. Так бывает, когда у человека есть какой-то любимый исполнитель, который поёт в «сиплой» манере. Волей-неволей, слушая часто такого певца, человек потом сам начинает копировать эту сиплую манеру, это происходит неосознанно. В данном случае педагогу следует пресечь эту манеру, обратив внимание ученика на неё и следить за тем, чтобы ученик сам следил за своей манерой исполнения, вырабатывал свою собственную, а не копировал чужую привнесённую.

ТРЕТИЙ дефект тембра голоса, который чаще всего встречается у мужских голосов, это так называемый «горловой призвук». Что имеется в виду?

При «горловом призвуке» голос звучит очень гулко, как будто где-то внутри горла, а не во рту. Вы такой звук ни с чем не спутаете. Сразу возникает ощущение, что голос как будто задавлен, звучит «как из бочки». При данном дефекте мощность голоса резко падает, потому как часть голоса выходит наружу, а часть действительно вибрирует где-то внутри («в затылке», как ещё говорят). Тембр становится очень тусклый, яркости и красочности, сочности звучания нет вообще.

Данная проблема тембра кроется в неправильной работе артикуляционных органов – гортани, положении языка во время пения, работы нижней челюсти. Также, как правило, к такой «гулкости» тембра приводит излишняя работа мышц шеи, самого горла. «Рецепт» решения проблемы понятен: нужно научиться правильно артикулировать и «выводить» за счёт этого звук вперёд, в ротовую полость, освобождая при этом гипер-зажим мышц шеи и гортани. Всё это делается под строгим контролем педагога, конечно.

Вот, пожалуй, самые главные и распространённые дефекты тембра. Данные минусы не просто портят голос и ведут к неправильной и опасной вокальной работе, но и лишают естественный природный голос его уникальной личной окраски и яркости. А ведь на самом деле слушателей всегда «покупает» в певце именно его ТЕМБР, его звучание голоса, какие-то такие «ноты» голоса, которые заставляют слушателя наслаждаться пением данного певца, получать удовольствие от его исполнения.

Поэтому над красивым (и в каком-то смысле правильным) тембром надо работать, обогащая его всё новыми красками, стремясь раскрыть всё его богатство звучания. И тогда ваш голос совершенно точно останется в памяти слушателя и вас захотят слушать снова и снова. Его Величество Тембр определяет в певце очень и очень многое.

Надо ещё сказать, что на тембр также очень влияет манера пения. И если манера «страдает», то и тембр неизбежно искажается. Поэтому в случае работы над тембром голоса всегда нужно отслеживать и свою манеру, поскольку оба этих понятия взаимосвязаны в пении. Ну, о различных манерах пения мы поговорим в следующий раз…

Удачи вам!

Введите Ваш e-mail:



Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили
Речевой голос
Речевой голос, его функционирование, а также развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем
Речевой аппарат
Речевой аппарат и его строение. Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом