Привет, форсаж — Прощай, голос!

Ох, уж этот соблазнительный «форсаж»… Почему? Ну, если вас, к счастью, миновала сия участь – хоть раз попробовать попеть на форсированном звуке, особенно ноты верхнего регистра – то тогда надо сначала разобраться, что такое ФОРСИРОВАННЫЙ ЗВУК, почему он возникает и что это за механизм такой.

В интернете нашлось только одно энциклопедически-точное определение форсированному звуку:

ФОРСИРОВАННЫЙ ЗВУК (франц. forcer — чрезмерно напрягать, усиливать) — напряженный, крикливый звук, производимый на музыкальном инструменте или голосом, связанный с динамическим усилением за счет усиленной подачи воздушной струи. В результате утрированный звук приобретает искаженный тембр, неустойчивую интонацию, а иногда подвержен срыву.

Ну, в общем, всё правильно. А говоря простым языком, форсаж в вокале – это фактически крик. Эдакий «омузыкаленный» крик. То есть пение на пределе возможной максимальной громкости. За этим «пределом» будет уже просто срыв голоса и всё, привет!

 

По сути форсаж – это самой настоящее НАСИЛИЕ над своими голосовыми связками. Человек применяет грубую именно ФИЗИЧЕСКУЮ силу, когда ему хочется получить от своего пения определённый эффект, связанный с мощностью и яркостью, «жирностью» звучания голоса, но собственные голосовые возможности этого естественным путём не позволяют. А человеку ой, как хочется того, что не выходит. И вот тогда неумными певцами применяется форсирование звука…

И знаете, что самое коварное во всём этом? То, что к форсажу ПРИВЫКАЮТ!! Вот в этом весь ужас! Но дело в том, что форсаж в пении действует на певца (скорее, сначала на его психологию слухового восприятия, а затем уже на физический аспект пения) как самый настоящий наркотик. Да-да! Поверьте, за мою многолетнюю практику встречались люди с уже «привитой» форсированной манерой пения, который месяц за месяцем убивала им голос. Но даже когда эти люди осознавали, ЧТО они делают не так, когда они всё понимали и сами же чувствовали, как страдает их голос (и это ещё мягко сказано) – они всё равно никак не могли отказаться от форсажа, потому как это вошло уже в такую привычку (и механическую в том числе), что контролировать её было почти не возможно, а главное – безумно трудно.

 

Так чем же так покупает не грамотных певцов форсированный звук? Своей яркостью, конечно. Ведь форсаж – это дикое напряжение голосовых связок и, как вы понимаете, голос при этом явно дохло и тихо звучать не будет. Необыкновенная звонкость голоса, звучит «жирно», добротно, мощно и всегда, конечно, производит большое впечатление, особенно на таких же не грамотных слушателей. Певцу поначалу кажется, что всё нормально, что голос работает в пределах нормы. Ну да – ну напрягся, ну спел пару-тройку нот или фраз, ну чего тут такого опасного-то? Но проблема вся в том, что певец сам не замечает, как незаметно «подсаживается» на эту злостную привычку и НЕ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ. Каждый раз, в каждом произведении ему всё больше хочется услышать от себя-любимого тот эффект звучания, который быстро и вроде бы легко даёт «приём» форсажа (нет бы поучиться правильным приёмам и мышлению, покорпеть над собой и своей вокальной техникой и иметь терпение в труде!). И вот – вуаля, привыкание произошло. Причём фактически навсегда. Потому как БЕЗ форсажа певца уже НЕ устраивает естественное звучание и мощность (а также тембр) собственного голоса – он ему кажется бедно звучащим, слабым, «жидким», тихим и слишком мягким. Всё, «наркотик» сделал своё поганое дело! negative  То есть, по сути получается, что чтобы певцу избавиться от манеры форсажа в пении, надо сначала заново ПРИВИТЬ своему слуху нормальное восприятие собственного ЕСТЕСТВЕННОГО звучания голоса, о, как! Потому как если человек не доволен своим звуком и всеми его вытекающими параметрами, то бесполезно обучаться правильным техническим навыкам пения. Собственное эго, если хотите, будет всё равно исподволь толкать человека на форсирование, ну хоть чуть-чуть, хоть разок (тот самый соблазн, про который я писала в начале этой статьи).

Да, избавляться от форсажа (если такая привычка уже сформировалась и не грамотного певца) нужно и обязательно, но это будет трудно. И только под чётким неусыпным контролем не только педагога, которому попался такой «испорченный» ученик, но и самого поющего. Потому что форсаж рано или поздно приведёт к ПОЛНОЙ ПОТЕРЕ ГОЛОСА! Я уже не говорю о том, что люди, пользующиеся форсированным звуком в пении, уже фактически НЕ МОГУТ петь тихо (я имею в виду не слабо и едва-едва, а тихо – проникновенно, так, чтоб, как говорится, «за душу брало») – голосовые связки, привыкшие смыкаться только путём сильного воздействия внешних мышц гортани, просто отказываются работать на естественном более мягком и тихом звуке, попросту не смыкаются, или голос звучит со скрипом или жутким сипом, что тоже никого не устраивает. Поймите, что форсированное пение тихим НЕ БЫВАЕТ. Это ВСЕГДА мощность, то всегда почти крик, это вопреки естественности «выжимка» из себя большего, чем дала природа, чем на данный момент может и умеет голос…

 

Мне встречались случаи полной осиплости голоса на всю жизнь благодаря форсажу, диагноз от фониатра «кровоизлияние голосовых связок», не говоря уже об узлах на голосовых связках (удаляются только операбельным путём, после чего человеку фактически надо заново учиться петь и владеть своим голосом)… Ох, как же печально всё это. И сколько слёз и депрессий бывает, когда поющий и любящий петь человек понимает и слышит, что его голосу настал «кирдык» из-за форсажа. Есть примеры известных на весь мир эстрадных певцов, чья карьера как-то вдруг резко закончилась и вся слава сошла на нет и в небытие. А причиной тому было многолетнее использование форсажа в пении. Надо тут ещё отметить, что каждый индивидуально взятый голос форсаж уничтожает по-разному. Кого-то хватит на 5 лет, кого – на 10, а кому-то и нескольких месяцев достаточно, чтобы этим «приёмом» убить свой голос.

Но чтобы НИКОГДА не вляпываться в подобные плачевные ситуации, исходы и диагнозы фониатров, надо знать, КАК возникает форсаж и в каких случаях он подстерегает ваш голос.

Как вы уже поняли, форсаж применяют тогда, когда очень хочется усилить свой голос, сделать его краску ярче, а объём – больше. Если вы прочитали мою статью «ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ ИЛИ ВЕЧНЫЙ «ДАМОКЛОВ МЕЧ», то вам уже понятно, что первое, где форсаж захочется применить – это при смене ваших регистров. Особенно при переходе с микст-регистра на верхний, потому как микст-регистр способен ещё звучать частично на грудном резонаторе, благодаря чему голос звучит более «жирно» и ярко, а с переходом в верхний регистр и при отсутствии правильных технических навыков пения голос начинает звучать более слабо, не так ярко, становится как бы тоньше и т.д. Многих такая ситуация не устраивает. И вот люди начинают искусственно увеличивать «вес» своего голоса, пытаясь, как говорят вокалисты, «грудь на уши натянуть» sarcastic  В смысле, имеется в виду то, что люди пытаются в верхних нотах звучать также жирно, мощно и ярко, как звучал их голос в нижнем (грудном) регистре или в миксте.

Но верхние ноты резонируют в голове (головной резонатор) – отсюда и название регистра («высокий, головной») и они НИКАК не могут резонировать в груди. А тот самый объём звука, его полнота и «жирность» как раз очень зависит от того, ГДЕ этот звук резонирует в человеке. Какой резонатор чисто зрительно хотя бы больше – голова или грудная клетка?? Вот отсюда и «пляшем». И НЕВОЗМОЖНО заставить звук определённой частоты резонировать в полости организма, куда эта частота звука просто не проникает! ВОТ, что надо понять. Поэтому вокалисты и говорят – «Невозможно грудь на уши натянуть во всех смыслах», имея в виду самые обычные физические свойства звука голоса.

 

Другое дело, что чтобы обогатить звук в верхнем регистре, чтобы сделать его там более объёмным и мощным и т.д., надо учиться применять БЕЗОПАСНЫЕ вокальные приёмы, которые поспособствуют данной задаче. Только, увы, как я уже не раз говорила – освоение каждого навыка или вокального приёма требует ТЕРПЕНИЯ, МЕТОДИЧНОСТИ И ВРЕМЕНИ, а вот с этими критериями не у всех учащихся всё в порядке (поэтому и страдают потом зачастую от того же форсажа, которому вовсе учиться не нужно, а «эффект» достигается мгновенно и впечатляет, правда вот, не думают бедные глупые головушки о последствиях, часто наивно размышляя, что «с кем, с кем, а со мной такого не случится»).

Как работать с переходными нотами во всех переходных зонах, которые так предательски подчас выдают «слабости» голоса при переходе из регистра в регистр за счёт смены режима работы голосовых связок, я уже писала здесь, поэтому повторяться не буду. Скажу лишь только, что в переходных зонах также возникает соблазн «помочь» голосу путём форсирования звука, дабы сгладить сам переход. Но на самом деле это ведёт всё в те же будущие проблемы и привыкание к не правильному звукоизвлечению, а главное, что даже если профорсировать звук в зонах перехода, всё равно потом, поднимаясь всё выше, голос будет звучать всё тяжелее и искажённее, ибо форсирование – это НЕЕСТЕСТВЕННОЕ звучание, говоря иначе – «супротив природы» не будем забывать, что человеческий голос – это единственный существующий абсолютно природный инструмент), а природа подобного отношения к себе не прощает.

Что такое «механизм форсированного звука» и как это получается?

 

Есть голосовые связки внутри нашего горла, которые смыкаются («трепыхаются» наподобие крыльев бабочки) между собой посредством давления струи выдыхаемого воздуха. То есть воздух (наш выдох) в данном случае работает неким «ветром», который за счёт своей силы заставляет две голосовые складки колебаться («колыхаться на ветру»). Данное колебание создаёт звуковую волну, которую мы слышим и которую мы именуем «голосом». Колебание голосовых связок имеет разное числовое значение в секунду, минуту. Чем больше число колебаний – тем звук получается выше и тоньше и наоборот. Но также голосовые связки имеют способность растягиваться и становиться тоньше и сокращаться (укорачиваться), таким образом становясь толще, а вот эта толщина оказывает влияние на «толщину» звука, то есть как раз его «жирность» и насыщенность в звучании. Не будем также забывать, что голосовые связки – это МЫШЦЫ, только очень маленькие и довольно хрупкие. Но тем не менее именно благодаря этим мышцам и их правильной работе и развитию мы получаем хороший, сильный, крепкий голос  bb 

Говоря о форсировании, имеется в виду то, что человек начинает применять искусственную силу воздействия. И природа этой силы – мышечная. Так какие мышцы образуют форсаж? Это мышцы гортани (ещё говорят – внешние мышцы шеи, что по сути одно и то же). Как правило, у форсирующего голос человека ВСЕГДА «вспухает» шея – может наблюдаться покраснение кожных покровов и невооружённым глазом видно, как аж вены вспухли на шее, как шея как будто распухла. Это – явные внешние признаки очень сильного напряжения, а, соответственно, и форсажа.

 

На самом деле человек во время форсирования звука также испытывает очень сильные ДИСКОМФОРТНЫЕ и НЕ ПРИЯТНЫЕ ощущения. Так происходит ВСЕГДА. Просто кто-то обращает на это внимание и не хочет с данным напряжением мириться, а кто-то ДОПУСКАЕТ это напряжение сознательно, понимая при этом, откуда оно взялось, но «жертвуя» своим дискомфортом ради получения того самого пресловутого «эффекта» от форсируемого звука. Внутри в горле возникает ощущение просто дикого напряжения, как будто «штопором» горло скрутило, кажется, что ещё чуть-чуть и горло взорвётся просто! Мало того, возрастает давление в голове, что связано с неправильным и излишним давлением выдыхаемого воздуха, поэтому также появляется ощущение, что голова сейчас лопнет (а это, ой, как опасно – сосуды же в голове могут не выдержать и тогда параллельно к убийству голоса добавится ещё и инсульт!). Часто во время форсированного звука «скребёт» горло и появляются слёзы, а затем – надрывной кашель, что тоже очень плохой признак в пении.

И дело в том, что когда мы напрягаем мышцы шеи (гортани), то они не просто крепчают становятся «деревянными» наощупь, но также эти мышцы как бы расширяются и не только вовне, но и ВОВНУТРЬ! А там – ваши голосовые связки «трепыхаются», создавая вам звук. И что происходит? Гипер-сильное давление мышц гортани начинает воздействовать на связки, давит на них, мешая им утончаться, но при этом заставляя работать сильнее и осуществлять то количество колебаний, которое необходимо для ноты определённой высоты, которую надо спеть сильно и мощно во что бы то ни стало! То есть, вы понимаете, что происходит?? Полная противоположность действий природного механизма через невозможное. Вот почему я и называю форсаж НАСИЛИЕМ.

Ну и как вы думаете, что будет потом со связками?

 

Представьте себе, что вам каждый день нужно носить тяжёлый чемодан. При этом есть некий допустимый вес чемодана, который вы способны поднять без пагубных последствий для себя, то есть это – «рабочее», привычное и допустимое напряжение мышц вашего тела (рук, в данном примере). А что если вам надо теперь носить каждый день чемодан потяжелее, превышающий допустимый вес раза в два или в полтора? Ну, допустим, что, поднапрягшись, поднять вы его всё-таки сможете. Но это потребует от ваших мышц больших усилий и не привычных, «зашкаливающих» для них. Что вы почувствуете на следующий день после таких тяжестей? Правильно – все мышцы будут болеть и может быть даже очень сильно. Фактически то же самое происходит и со связками – ведь это тоже мышцы, только другого порядка. Но проблема вся в том, что голосовые связки наши НЕ ИМЕЮТ нервных окончаний, поэтому их БОЛЬ мы НИКОГДА не почувствуем с вами. А паз нет боли – значит, всё нормально, не так ли? И можно «насиловать» связки дальше, пока они не сдохнут окончательно (извините за выражение)… Связки наши при форсировании получают очень плохие микро-травмы, микро-разрывы. Разрыв затягивается, конечно, но остаётся рубец. Но при каждом форсировании разрыв появляется снова, и снова рубец, и так далее рубец наращивается один на другой – так образуются узлы на связках, которые потом будут уже конкретно МЕШАТЬ полному смыканию связок при пении, голос станет сиплым, потеряет свою подвижность (а связки – эластичность), связки перестанут растягиваться (узлы им не дадут) и всё – прощайте, все верхние ноты навсегда!

Вот поэтому так ВАЖНО при пении «сканировать» он-лайн свои внутренние ощущения! И не мириться ни с каким зажимом! Помните, что связки не болят, но это совсем не значит, что им комфортно в работе. Ваши факторы-помощники, с помощью которых вы сможете адекватно оценить ситуацию во время пения – это ваш слух и внутренние ощущения. По собственному звуку всегда можно услышать, что голос звучит неестественно, натужно, искажённо по тембру, а по ощущениям вы всегда определите – вам комфортно сейчас во время пения или нет.

Вот ещё вам хороший и показательный пример для объяснения механизма форсирования звука голоса.

 

Представьте, что у вас на ладони сидит живая бабочка. Её крылышки и их колебания – это ваши голосовые связки. Ваша ладонь – это мышцы гортани (шеи). Бабочка живая и спокойно колеблет крыльями. Но вот вы начинаете сжимать ладонь в кулак и в конце этот кулак очень сильно сжат, все мышцы ладони очень напряжены. ЧТО ОСТАНЕТСЯ ОТ БАБОЧКИ?? КАК ей там в вашем сжатом кулаке махать крыльями? Помните, мышцы шеи при напряжении «распухают» вовнутрь, а там ваши крылышки – голосовые связки…

 

 

Понимаю, что и сравнение, и картинку к нему я привела жестокую, но знаете, лучше уж ОДИН РАЗ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ ФОРСАЖ, как это убийственно для голоса и почему его категорически НЕЛЬЗЯ применять, как бы ни хотелось, как бы соблазнительно это ни было! Всегда помните, ЧЕМ вы потом заплатите за этот «приём». Форсаж отнимет ваш ГОЛОС и его восстановить будет уже невозможно…

 

 

На самом деле ведь существует масса приёмов, благодаря которым многие кажущиеся проблемы голоса решаются абсолютно естественным и безопасным путём. Главное – не лениться грамотно учиться и не позволять соблазну форсажа застать вас врасплох! Берегите свой голос, он у вас один на всю жизнь…  yes

 

Удачи!  give_rose






Рейтинг@Mail.ru




Введите Ваш e-mail:


Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Я и МОИ УЧЕНИКИ: видеозаписи выступлений
Поскольку поступил запрос (ибо некоторые мои читатели пишут мне по Обратной Связи), то я подумала и решила, что действительно будет
Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Трансформация через МОЛИТВУ
«…И если кто-то в гибельной гордыне Слова святых молитв забыть готов, — Дозволь, чтоб я вернул его к святыне Могуществом
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили