Несмыкание голосовых связок: способы восстановления голоса

Если в статье «Чем и как полечить голос» я давала достаточно общие рекомендации для лечения больного состояния голоса и горла, то в данной статье я хотела бы коснуться уже чисто профессиональных заболеваний голоса, из-за которых возникает одна из самых распространённых проблем: НЕСМЫКАНИЕ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК. Причины несмыкания могут разные: чрезмерная нагрузка на голос, неправильное звукоизвлечение, возникновение узелков или рубцов на связках, кровоизлияние голосовых связок.

В этой статье я также приведу некоторые рекомендации по восстановлению голоса в случае несмыкания голосовых связок + будут даны специальные упражнения для восстановления голоса, но сразу скажу, что данные упражнения предназначены для тех, кто уже занимается вокалом и владеет определёнными понятиями.

Если вы почувствовали неладное с голосом (длительная осиплость или охриплость голоса) и наблюдаете стабильное несмыкание голосовых связок, то вам незамедлительно нужно обратиться к фониатру – специалисту по проблемам голосового аппарата, а не к лору. Фониатр посмотрит состояние голосовых связок и назначит необходимое лечение, одним из условий которого будет полный покой голоса (молчание), это обязательно. Иначе медикаментозное лечение будет бесполезным.

Мне в моей жизни очень повезло с фониатрами. Когда я устраивалась в ГАБТ России, то мой голосовой аппарат смотрела Зоя Андреевна Изгарышева – самый известный и прославленный фониатр России, прекрасный специалист и супер-профессионал своего дела. К сожалению, Зои Андреевны уже нет в живых. Она отдала своему врачебному делу более 40 лет, спасая многие голоса от разных проблем и заболеваний.

Затем через годы я попала на приём к не менее прекрасному специалисту-фониатру – Павлихину Олегу Геннадьевичу, который по сей день успешно работает в Москве и к которому я посылаю всех своих учеников, если считаю, что им необходимо пройти консультацию у «голосового» врача. Олег Геннадьевич – прекрасный практикующий врач с большим опытом.

Просто по плачевному опыту многих поющих людей могу сказать, что очень важно попасть именно к хорошему опытному фониатру, поскольку ваш голос – он один и его надо беречь, а соответственно врач, который будет лечить ваш голос, должен вызывать у вас доверие и обладать хорошим опытом и практикой. Очень страшно потерять голос, особенно если он тебя «кормит». Поэтому не идите абы к кому на приём, найдите хорошего врача.

Сразу скажу, что дальнейшая информация, которая будет здесь приведена, была найдена мной на просторах интернета, причём не на каком-то специализированном сайте, а в обычном блоге. Я решила привести эту информацию в данной статье, немного её классифицировав, изменив и дополнив, поскольку, на мой взгляд, рекомендации и упражнения, которые в ней даны, очень даже полезны и их надо взять себе на заметку каждому практикующему вокалисту. В конце моей статьи будет указан источник, с которого я взяла приведённую ниже информацию.

  1. Сначала будут приведены некоторые СОВЕТЫ для случаев потери голоса, там же есть очень важные предупреждения.
  2. Далее будут даны УПРАЖНЕНИЯ для восстановления голоса в случае несмыкания по причине перегрузки или усталости голоса.
  3. Следующим этапом я приведу некоторые ВАРИАНТЫ ЛЕЧЕНИЯ (фониатрические) голосового аппарата в случае возникновения профессиональных заболеваний связок (узлы, рубцы и т.д.)

Выбирайте, что вам нужнее.

 

Итак, проблемы с голосовым аппаратом. Если у вас появился в голосе сип, если во время пения вылезают «петухи», если после исполнения нескольких песен возникает уменьшение диапазона, если периодически или уже постоянно происходит несмыкание голосовых связок, пора задуматься. Это может быть обусловлено следующими причинами:

Это происходит из-за ряда причин:

— неправильного способа звукоизвлечения

— перенапряжения голосового аппарата

— работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзиллита и пр. заболеваний

— реже — под воздействием вирусных заболеваний или функционально

— образование узелков или рубцов на связках, кровоизлияние голосовых связок

 

ОБЩИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

  1. Прежде всего — молчание! От вокала отказаться вовсе, а разговаривать — низким, грудным, тихим голосом.
  2. Бывает и такое — необходимо петь, работа есть работа. Можно на короткое время (буквально на один-полтора часа) восстановить голос — вливание в гортань «Адреналина», 1 кубик. Голосовым связкам возвращается гибкость, и голос восстанавливается. Но надо быть готовым к тому, что по истечению срока действия «Адреналина» голос садится со страшной силой и повторное вливание уже бессмысленно. Петь после «концерта на Адреналине» категорически запрещено минимум двое суток.
  3. При лёгких заболеваниях голосовых связок помогает следующее средство (конечно же, на фоне молчания!): три раза в день после еды принимать столовую ложку «Кальция Хлорид», запивая молоком, полстакана.
  4. Для предупреждения заболеваний голосовых связок народная медицина рекомендует такой рецепт:

Залить зёрна аниса (50 г) кипятком (400 мл), кипятить на медленном огне 8-10 минут, затем процедить, зёрна выбросить, а полученный отвар довести до кипения. Поставив на медленный огонь (чтоб практически не кипело), добавить две столовые ложки майского мёда, дождаться растворения мёда и, влив 50 г коньяка, сразу же снять с плиты. Полученный отвар принимать по одной столовой ложке каждый час в течение месяца.

5. Если врач предлагает вам операцию по удалению певческих узелков, не спешите соглашаться. Много случаев, когда узлы рассасывались благодаря вокальным упражнениям, а также регулярным, профессиональным занятиям академическим вокалом. Главное — не перенапрягать связки, очень бережно относится к этому богатству, данному природой.

  1. Не тратьте деньги на различные БАДы, если есть ЗАБОЛЕВАНИЕ СВЯЗОК — они не помогут! Не увлекайтесь и советами соседок, знающих «как лечить горло». Например, тёплое молоко с мёдом — категорически противопоказано, потому что мёд обволакивает связки, лишая их эластичности. Полоскание горла — бесполезно, а полоскание содой — вредно для связок, сода вызывает раздражение.
  2. Непрофессиональным вокалистам надо запомнить следующее: НЕЛЬЗЯ петь сразу после пробуждения. Только через три часа. Следовательно, если предстоит утренний концерт, желательно проснуться за три часа до него. Через два часа сделать упражнения (при здоровых связках возьмите себе за правило каждый день делать упражнения перед распевкой), и можно смело распеваться.
  3. Существует мнение, что 50 г коньяка способствуют улучшению работы голосовых связок. Это неверно. Под воздействием алкоголя голосовые складки размягчаются, но через некоторое время происходит обратный процесс с утроенной силой — связки сужаются и голос садится. Даже курение не оказывает такого отрицательного воздействия на голосовой аппарат, как алкоголь. Помните об этом!

 

БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА НА ГОЛОС:

Как известно, вокалист в день должен напрягать голосовые связки не более четырёх академических часов (то есть 3 часа астрономических). В противном случае через определённое время может возникнуть так называемое «несмыкание».

Прежде всего — надо несколько дней помолчать. Если несмыкание не проходит, значит связочки, защищаясь от нагрузки, перешли на неправильное звукоизвлечение. Здесь помогут простые упражнения, которым надо уделить несколько дней, чтобы несмыкание не стало причиной более серьёзного заболевания.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков и восстановлению смыкания связок. Упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.

В первые три дня выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются):

  1. Представили, будто полощем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки «полоскания горла» до тех пор, пока хватает дыхания.
  2. Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стучим указательными пальцами по ноздрям.
  3. То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носогубным (мимическим) морщинкам (складкам).

Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также, каждый час:

  1. Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом «бы-бы-бы-бы-бы», пока хватит дыхания. 
  2. Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом «вы-вы-вы-вы-вы» или «зэ-зэ-зэ-зэ». 
  3. Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди от одного плеча к другому, произнося нараспев «А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у». Не спешим, экономим дыхание.

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

  1. Взяв ртом дыхание, произносим «МАМ», на конце согласную «М» не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим «Мам» и медленно поворачиваем голову из положения «прямо — направо», постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды (принципиально пить именно маленькими глотками — тогда работают голосовые связки!). И третий этап упражнения — с «прямо — влево», постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание. То же самое упражнение выполняем на слоги «Мом», «Мум», «Мим», «Мым», «Мэм».
    Через два дня, меняем слог «Мам» на «Бам» (следовательно, «Бам», «Бом», «Бум», «Бим» и т.д.), ещё через два дня на «Зам», и ещё через два дня на «Жам».

Следующий этап:

  1. Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь ещё рано. Мычим распевочку (c-#c-d-#d-e-f-#f-g и назад: g-#f-f-e-#d-d-#c-c), толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон небольшой, сперва — квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой. 
  2. Самая лучшая песня для лечения и профилактики голосовых связок — «Подмосковные вечера». Глубоко берём дыхание ртом, затем медленно, слева направо поворачивая голову, мычим в нос известный мотив «Не слышны в саду даже шорохи», при этом постукиваем указательным пальчиком левой руки по левой ноздре. Соответственно, и в другую сторону: головой крутим справа налево, пальцем правой руки постукиваем по правой ноздре. Повышаем на полтона, опять мычим. Ещё на полтона и т.д.

Наконец-таки, начинаем петь исключительно на «стаккатто»:

  1. Не спешите голосить! Песни пока не поём. Начинаем известную хроматическую распевочку (смотрите выше). Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!). После мычания попевки поём её с открытым ртом на » А! А! А!» в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача активная. 
  2. По звукам трезвучия исполняем «стаккатто» на слоги «Ма-ми-мо-ми-ма», далее на полтона повышаем и т.д. 
  3. На одной ноте исполняем слоги «Гра-грэ-гри-гро-гру», затем «Да-дэ-ди-до-ду» и т.д. 
  4. Очень полезно чередование слогов «Лё» и «Ля». На «стаккатто», на одном дыхании поём на слог «Лё» подряд ноты диапазона квинты (c-d-e-f-g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог «Ля» (g-a-h-c-d) и вниз — сперва подобным образом (то есть на «Ля» квинту вниз, затем повторяясь на ноте «g» переходим на «Лё»).

И только когда вы убедились, что сип и хрипота не появляются, можно осторожно переходить на пение «легато». Сперва это короткие попевки, распевки (можно использовать детские песенки), затем, постепенно увеличивая нагрузку, переходить к песням. Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение №1 («полоскание горла»), и начинать распевки с закрытого рта. Большое внимание следует уделять дыханию. Для развития певческого дыхания также существует ряд упражнений (смотрите здесь)

 

УЗЕЛКИ НА ГОЛОСОВЫХ СВЯЗКАХ

 

Певческие узелки возникают вследствие перенапряжения голоса, неправильного звукоизвлечения. Это своеобразные «мозоли» на голосовых связках.

 

Симптомы появления певческих узелков:

Охриплость, голос «киксует, но, как правило, если не напрягать голос — восстанавливается на очень непродолжительное время. И самый явный признак появления узелков — постоянные, лёгкие покашливания, не «першение» в горле, а как будто что-то мешает. Иногда появляется увеличение лимфоузлов.

Лечение:

  1. В незапущенных стадиях помогает простой рецепт: на мясорубке прокрутить мясистый лист трёхгодичного цветка Алоэ, добавить цветочный (лучше майский) мёд в пропорции один к одному. Приготовленное зелье рассасывать во рту по одной чайной ложке три раза в день. После рассасывания сорок минут не есть, не пить, не курить! На ночь (на пять часов) на шею повязывать компресс, состоящий из равных частей «Новокаина» (0,5%), «Димексида» и настойки Алоэ. И, конечно же, КАТЕГОРИЧЕСКИ не петь, а разговаривать как можно меньше, низким грудным голосом. Срок лечения — 5-7 дней.
  2. При более запущенной стадии певческих узелков, к вышеописанному лечению рекомендуют добавить использование Алоэ (внутримышечно, один раз в день, 10 дней), «Кальций Сандоз» (по 1-2 таблетки три раза в день) и обязательные вливания в гортань.
  3. Не запущенные узелки отлично рассасывает мазь «Контрактубекс». Использование мази следующее: выдавить 0,5 см в пустой пузырёк, туда же добавить 1 кубик физраствора, растворить «Контрактубекс», и приготовленную жидкость вливать в гортань два-три раза в день. Для «замозолившихся» узелков увеличить количество вливаний.
  4. При запущенных формах помогает следующая схема вливаний: «Лидаза», разведённая физраствором (1 кубик). Через 20 минут, после вливания «Лидазы» — мазь «Контрактубекс». Через 30 минут по очереди сразу: 1 кубик 10%-ной Аскорбиновой кислоты; 1 капсула «Троксевазина», растворённая в 1 мл физраствора; 0,3 «Гидрокортизона» (жидкого), растворённого в 1 кубике физраствора. После вливания 40 минут ничего не брать в рот. Курс лечения — 15 дней.

Техника вливания в гортань

Коли уж начались проблемы с голосовыми связками, придётся овладеть этим нехитрым делом, потому что профессиональному вокалисту без вливания в гортань не обойтись, а каждый раз бежать в больницу несколько проблематично. Для этой незатейливой процедуры нам понадобится: большое зеркало, желательно, висящее на стене, наиярчайшее освещение (очень удобна лампа на прищепке, которая крепится к зеркалу в том месте, где особенно необходимо осветить), бинт, шприц, конечно же, (не обыкновенный, а специальный для вливания в гортань — с длинной, закруглённой на конце трубочкой-иглой (не острой!), продаётся в любой «Медтехнике»), и на первых порах — водичка, которую мы будем заливать в горло на этапе обучения.

Ну что ж, приступим. Набираем воды в шприц. Глядя на себя в зеркало, широко-широко разеваем рот, вываливаем язык, обхватываем его бинтом левой рукой, и тянем вниз так, чтобы в зеркале открылся весь обзор полости рта. Кстати, по пути можно проверить работу голосового аппарата. В таком положении поём в среднем регистре «И-и-и». Если звук чистый, без хрипа-сипа, значит, голосовой аппарат в норме. Если вокал даётся с напряжением, есть повод задуматься. Продолжаем. Правой рукой держим шприц, указательный палец направлен на поршень. Теперь внимание! Шприц должен быть направлен в рот чётко по середине, параллельно полу, не выше и не ниже.

Когда место вливания определено, медленно начинаем заливать водичку из шприца в гортань, и при этом тихо поём на слог «И-и-и» (если связки проблемные — поём «Э-э-э-э», так меньше нагрузки). Когда водичка попадает на связки — пение либо прервётся (в этом случае начнётся кашель, ничего страшного!), либо раздастся бульканье. В любом случае — немного тренировки, и всё получится! ok 

5. Если данное лечение не помогло, остаётся последнее средство — операция. Она совершенно безболезненна, через неделю уже можно петь, но лучше переждать месяц. Главное, для операции выбрать хорошего врача-специалиста. Некоторые врачи и вокалисты предпочитают операцию для удаления певческих узлов вместо лечения. Это понятно — на лечение уходит месяц-два, а после операции голос появляется через пару дней (в редких случаях через неделю). Но надо несколько раз подумать, прежде чем выбрать метод исцеления. Сама операция пустяковая, всё зависит от способностей врача. Но нигде не исключены промахи. Поэтому решать вам.

 

КРОВОИЗЛИЯНИЕ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК

Неприятная штука. Поводом к кровоизлиянию служит продолжение занятий вокалом при певческих узелках и нечеловеческие нагрузки на голос. Как известно, связки состоят из многочисленных сосудов. Когда певческие узлы начинают тереть связки, связки искривляются, находя более выгодное положение для своей работы. Узлы продолжают натирать уже новое место, и происходит разрыв сосуда.

Симптомы:

Зависят от того сколько кровоизлияний произошло (сколько сосудов лопнуло). При единичном — пропадает голос, при тройном — пропадает даже тембр — остаётся только шёпот. Отекает гортань, вызывая чувство набухания в горле.

Лечение:

Очень долгое. Готовьтесь около года не заниматься вокалом. Голосовые связки (а правильно говорить «складки») восстанавливаются сами, и если есть возможность молчать, то со временем голос сам восстановится. Главное — МОЛЧАТЬ! Для ускорения процесса излечения можно применить физиотерапию — МАГНИТ. Пять процедур, не больше. В этом случае не стоит делать никакого рода ингаляций, ведь попадание микроскопических капель на голосовые связки способствует их набуханию, что в данном случае неприемлемо. Ускорить процесс можно принятием витамина «Е» («Аевит») три раза в день по одной капсуле.

Из лекарственных средств применяют препараты общего и местного действия. Внутрь назначают 10 % кальция хлорида, а 3 % раствор этого препарата применяют для электрофореза. Для уменьшения отечности голосовой складки назначают вливания ментолового масла вместе с суспензией «Гидрокортизона» (к 10 мл 1 % ментолового масла добавляют 50 мг суспензии «Гидрокортизона»). Эффективным средством являются внутримышечные инъекции «Химотрипсина» (для одной инъекции 5 мг «Химотрипсина» разводят в 2 мл 0,5 % «Новокаина»). На курс лечения — до 25 мг «Химотрипсина».

 

РУБЦЫ НА ГОЛОСОВЫХ СВЯЗКАХ

Симптоматика:

Рубцы — это последствия кровоизлияний. Неправильно сросшиеся сосудики образуют рубец на связке, который сродни певческому узелку. Точно также, как и певческие узелки, рубец натирает другую складку, поэтому при нагрузке голос пропадает, при полном молчании — восстанавливается.

Лечение:

Иногда рубцы рассасываются благодаря грамотным занятиям академическим вокалом. Также помогают компрессы и вливания (см. «узелки на голосовых связках»), плюс — электрофорез с «Лидазой» (10 процедур), «Дицинон» — по 1 таблетке три раза в день на протяжении нескольких месяцев.

Лечение долгое, данный курс рекомендуется проводить два раза в год на протяжении двух лет.

(информация частично взята с источника)

 

Здоровья вашему голосу! Берегите его! thank_you 






Рейтинг@Mail.ru




Введите Ваш e-mail:


Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Я и МОИ УЧЕНИКИ: видеозаписи выступлений
Поскольку поступил запрос (ибо некоторые мои читатели пишут мне по Обратной Связи), то я подумала и решила, что действительно будет
Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Трансформация через МОЛИТВУ
«…И если кто-то в гибельной гордыне Слова святых молитв забыть готов, — Дозволь, чтоб я вернул его к святыне Могуществом
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили