Несмыкание голосовых связок: способы восстановления голоса
Если в статье «Чем и как полечить голос» я давала достаточно общие рекомендации для лечения больного состояния голоса и горла, то в данной статье я хотела бы коснуться уже чисто профессиональных заболеваний голоса, из-за которых возникает одна из самых распространённых проблем: НЕСМЫКАНИЕ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК. Причины несмыкания могут разные: чрезмерная нагрузка на голос, неправильное звукоизвлечение, возникновение узелков или рубцов на связках, кровоизлияние голосовых связок, бесконечное недосыпание и переутомление, гормональная перестройка организма и т.д.
В этой статье я также приведу некоторые рекомендации по восстановлению голоса в случае несмыкания голосовых связок + будут даны специальные упражнения для восстановления голоса (в том числе в видеоформате — вы сможете тут же поделать упражнения онлайн), но сразу скажу, что некоторые из описанных ниже упражнений предназначены для тех, кто уже занимается вокалом и владеет определёнными понятиями (терминами и обозначениями нот на латинском языке).
Если вы почувствовали неладное с голосом (длительная осиплость или охриплость голоса) и наблюдаете стабильное несмыкание голосовых связок, то вам незамедлительно нужно обратиться к фониатру – специалисту по проблемам голосового аппарата, а не к лору. Фониатр посмотрит состояние голосовых связок и назначит необходимое лечение, одним из условий которого будет полный покой голоса (молчание), это обязательно. Иначе медикаментозное лечение будет бесполезным.
Мне в моей жизни очень повезло с фониатрами. Когда я устраивалась в ГАБТ России, то мой голосовой аппарат смотрела Зоя Андреевна Изгарышева – самый известный и прославленный фониатр России, прекрасный специалист и супер-профессионал своего дела. К сожалению, Зои Андреевны уже нет в живых. Она отдала своему врачебному делу более 40 лет, спасая многие голоса от разных проблем и заболеваний.
Затем через годы я попала на приём к не менее прекрасному специалисту-фониатру – Павлихину Олегу Геннадьевичу, который по сей день успешно работает в Москве и к которому я посылаю всех своих учеников, если считаю, что им необходимо пройти консультацию у «голосового» врача. Олег Геннадьевич – прекрасный практикующий врач с большим опытом.
Просто по плачевному опыту многих поющих людей могу сказать, что очень важно попасть именно к хорошему опытному фониатру, поскольку ваш голос – он один и его надо беречь, а соответственно врач, который будет лечить ваш голос, должен вызывать у вас доверие и обладать хорошим опытом и практикой. Очень страшно потерять голос, особенно если он тебя «кормит». Поэтому не идите абы к кому на приём, найдите хорошего врача.
Сразу скажу, что дальнейшая информация, которая будет здесь приведена, была частично найдена мной на просторах интернета, причём не на каком-то специализированном сайте, а в обычном блоге. Я решила привести эту информацию в данной статье, немного её классифицировав, изменив и дополнив, поскольку, на мой взгляд, рекомендации и упражнения, которые в ней даны, очень даже полезны и их надо взять себе на заметку каждому практикующему вокалисту (и не только вокалисту).
- Сначала будут приведены некоторые СОВЕТЫ для случаев потери голоса, там же есть очень важные предупреждения.
- Далее будут даны УПРАЖНЕНИЯ для восстановления голоса в случае несмыкания по причине перегрузки или усталости голоса.
- Следующим этапом я приведу некоторые ВАРИАНТЫ ЛЕЧЕНИЯ (фониатрические) голосового аппарата в случае возникновения профессиональных заболеваний связок (узлы, рубцы и т.д.)
Выбирайте, что вам нужнее.
Итак, проблемы с голосовым аппаратом. Если у вас появился в голосе сип, если во время пения вылезают «петухи», если после исполнения нескольких песен возникает уменьшение диапазона, если периодически или уже постоянно происходит несмыкание голосовых связок, пора задуматься. Это может быть обусловлено следующими причинами:
Это происходит из-за ряда причин:
— неправильного способа звукоизвлечения
— перенапряжения голосового аппарата
— работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзиллита и пр. заболеваний
— реже — под воздействием вирусных заболеваний или функционально
— образование узелков или рубцов на связках, кровоизлияние голосовых связок
ОБЩИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Прежде всего — молчание! От вокала отказаться вовсе, а разговаривать — низким, грудным, тихим голосом.
- Бывает и такое — необходимо петь, работа есть работа. Можно на короткое время (буквально на один-полтора часа) восстановить голос — вливание в гортань «Адреналина», 1 кубик. Голосовым связкам возвращается гибкость, и голос восстанавливается. Но надо быть готовым к тому, что по истечению срока действия «Адреналина» голос садится со страшной силой и повторное вливание уже бессмысленно. Петь после «концерта на Адреналине» категорически запрещено минимум двое суток.
- При лёгких заболеваниях голосовых связок помогает следующее средство (конечно же, на фоне молчания!): три раза в день после еды принимать столовую ложку «Кальция Хлорид», запивая молоком, полстакана.
- Для предупреждения заболеваний голосовых связок народная медицина рекомендует такой рецепт:
Залить зёрна аниса (50 г) кипятком (400 мл), кипятить на медленном огне 8-10 минут, затем процедить, зёрна выбросить, а полученный отвар довести до кипения. Поставив на медленный огонь (чтоб практически не кипело), добавить две столовые ложки майского мёда, дождаться растворения мёда и, влив 50 г коньяка, сразу же снять с плиты. Полученный отвар принимать по одной столовой ложке каждый час в течение месяца.
5. Если врач предлагает вам операцию по удалению певческих узелков, не спешите соглашаться. Много случаев, когда узлы рассасывались благодаря вокальным упражнениям, а также регулярным, профессиональным занятиям академическим вокалом. Главное — не перенапрягать связки, очень бережно относится к этому богатству, данному природой.
- Не тратьте деньги на различные БАДы, если есть ЗАБОЛЕВАНИЕ СВЯЗОК — они не помогут! Не увлекайтесь и советами соседок, знающих «как лечить горло». Например, тёплое молоко с мёдом — категорически противопоказано, потому что мёд обволакивает связки, лишая их эластичности. Полоскание горла — бесполезно, а полоскание содой — вредно для связок, сода вызывает раздражение.
- Непрофессиональным вокалистам надо запомнить следующее: НЕЛЬЗЯ петь сразу после пробуждения. Только через 3-4 часа. Следовательно, если предстоит утренний концерт, желательно проснуться за 3-4 часа до него. Через два часа сделать упражнения (при здоровых связках возьмите себе за правило каждый день делать упражнения перед распевкой — смотрите ниже видео с такими упражнениями), и можно смело распеваться.
- Существует мнение, что 50 г коньяка способствуют улучшению работы голосовых связок. Это неверно! Под воздействием алкоголя голосовые складки размягчаются, но через некоторое время происходит обратный процесс с утроенной силой — связки сужаются и голос садится. Даже курение не оказывает такого отрицательного воздействия на голосовой аппарат, как алкоголь. Помните об этом!
БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА НА ГОЛОС:
Как известно, вокалист в день должен активно работать голосовым аппаратом не более 6-7 часов. В противном случае — при голосовой перегрузке (особенно если вокальный аппарат работает неправильно) через определённое время может возникнуть так называемое «несмыкание».
Прежде всего — надо несколько дней помолчать. Если несмыкание не проходит, значит связки, защищаясь от нагрузки, перешли на неправильное звукоизвлечение. Здесь помогут простые упражнения, которым надо уделить несколько дней, чтобы несмыкание не стало причиной более серьёзного заболевания.
ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ посмотреть следующее видео, которое я специально записала для этой статьи — «MUST HAVE для вокалистов и не только: упражнения для ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОЛОСА». В процессе этого видео вы можете сразу же поделать предлагаемые там упражнения — не откладывайте это на «потом», если несмыкание или другие голосовые проблемы уже у вас присутствуют!!
В видеоролике используются упражнения различных авторов: методика «ImproviNation» (автор Ирина Цуканова, RULADA), «Фонопедический метод развития голоса» (автор Виктор Емельянов), элементы из лечебного упражнения для горла («Симхасана», йога).
Упражнения, показанные в видео, НЕ являются певческими (вокальными, нотными) и поэтому их может выполнять абсолютно ЛЮБОЙ человек, чья профессия, хобби или род занятий связаны с активной работой голоса (как вокального, так и речевого). Комплекс этих упражнений активно помогает лечению и восстановлению голоса, что было неоднократно проверено ЛИЧНО МНОЙ, но, конечно же, не является панацеей.
Эти упражнения давно уже опубликованы и показаны самими их авторами, но, возможно, я объясняю их немного по-другому — так, как понимаю и делаю сама, и так, чтобы точно получилось у всех (а не ради демонстрации только самого упражнения).
Я показала и объяснила те обязательные вещи, с которыми знакомы все, кто занимается у меня по вокалу, кто был на моих вокальных мастер-классах. Это, своего рода, напоминание этих упражнений, особенно для тех, у кого они сразу не получались или получались неверно.
В общем, это именно маааленький MUST HAVE, который может пригодиться как любому вокалисту или обучающемуся вокалу, педагогам по вокалу, хормейстерам, так и людям других профессий, чья деятельность связана с активной работой голоса. Также, поскольку эти упражнения ЛЕЧЕБНЫМ образом воздействуют именно на ГОЛОС, то они будут полезны вообще абсолютно ЛЮБОМУ человеку в качестве дополнительной оздоравливающей практики в случаях потери голоса, осиплости, несмыкания и прочих простудных состояний.
Буду рада вашим отзывам и комментариям под этим видеороликом на YouTube За лайки и репосты искренне благодарствую
После освоения ПЕРВОГО видео MUST HAVE, вы можете перейти ко ВТОРОМУ видео — «MUST HAVE для вокалистов (и не только), ЧАСТЬ 2: БЛОК упражнений для восстановления голоса, ПЕРЕХОД НА ЗВУК!»
Данный ролик является ПРОДОЛЖЕНИЕМ первого видео.Здесь представлен материал НЕСКОЛЬКИХ УРОКОВ, показано СВЫШЕ 20 упражнений, которые можно использовать и как практику для ВОССТАНОВЛЕНИЯ голоса, и как БЛОК начальных упражнений для подготовки голоса к полноценной ВОКАЛЬНОЙ работе. Комплекс этих упражнений активно используется мною на уроках вокала, их результативность была неоднократно проверена.
Видео рекомендуется смотреть не полностью целиком, а небольшими ЧАСТЯМИ для качественного разбора, практики и усвоения материала. Заниматься можно как во время просмотра (онлайн), так и самостоятельно после изучения всех представленных упражнений.
Из ролика MUST HAVE 2 вы узнаете:
ШТРОБАС — что делать, если не получается? (популярный вопрос)
как включить беззвучные упражнения в блок распевки
как постепенно перейти с беззвучных упражнений на ЗВУК, не травмируя голос
вокальные упражнения по принципу разогрева вокального аппарата и его подготовке к полноценной вокальной работе
демонстрация полного готового БЛОКА упражнений «без звука — переход на звук – пение» (non-stop 16 минут!)
Блок этих упражнений-распевок может пригодиться как любому вокалисту или обучающемуся вокалу, любителям пения, так и педагогам по вокалу, хормейстерам
В видео, помимо упомянутых выше авторов, также используются упражнения от Алексея Коляды — руководителя тренингового центра «Ладья». Очень приятная штучка, знаете ли Главное, упражнения очень простые. Я нашла их совершенно случайно на просторах интернета. Многочисленные отзывы об этих упражнениях положительные, люди пишут, что упражнения РЕАЛЬНО работают и очень помогают даже в случаях совсем «севшего» голоса.
В упражнениях Алексея Коляды используется тихое звучание закрытым ртом («м-м-м») на очень низком ГОРЛОВОМ звуке (максимально возможно низком), резонирующем именно в горле, и выполняет при этом технику ЛАЖЕНИЯ — это русский знахарский целебный «массаж», в данном видео — определённых зон головы и шеи, гортани (массаж очень простой и понятный, эдакая «славянская» техника). Даже многие скептики, попробовав, писали, что каким-то чудом, но голос потихоньку начинает возвращаться после этих упражнений, причём чуть ли не сразу.
Практика поначалу выглядят немного странно и кажется, что к голосу она не имеют никакого отношения, но опыт пользователей доказал как раз обратное! Было указано, что эти упражнения больше от усталости и осиплости голоса, то есть в случаях несмыкания может быть они и не подействуют, но тем не менее попробовать всё равно стоит, поэтому я и включила эту очень простую и приятную практику в своё ВТОРОЕ видео MUST HAVE 2, где также будут использоваться упражнения из первого видео + много новых упражнений для перехода на ЗВУК и разогрева (реабилитации) голоса. Заранее благодарю вас, если поделитесь этим видео с другими!
Поскольку, как правило, практически ВСЕ ПРОБЛЕМЫ С ГОЛОСОМ начинаются изначально с неправильной работы дыхания и мышц пресса, предлагаю вам также ознакомиться с некоторыми упражнениями ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, которая будет полезна не только профессиональным вокалистам или просто любителям пения, но и вообще всем желающим
Видео, которое представлено ниже, было записано в пик активности пандемии КОРОНАВИРУСА и создавалось с целью ПРОФИЛАКТИКИ лёгочных заболеваний. Поэтому данная дыхательная гимнастика особенно полезна всем тем, кто часто страдает пневмонией, бронхитом, бронхиальной астмой и другими лёгочными заболеваниями
Тем не менее упражнения гимнастики в основном рассчитаны на использование ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ, которое считается БАЗОВЫМ НАВЫКОМ в искусстве вокала. Под данное видео можно заниматься в режиме ОНЛАЙН!
В видео представлены:
- упражнение техники глубокого диафрагмального дыхания (постановка навыка)
- упражнение техники цикла «полного дыхания» (или «йоговское дыхание» — профилактика полной вентиляции лёгких)
- 3 упражнения из известной дыхательной гимнастики Н.А.Стрельниковой
- упражнение на носовое дыхание (из йоги, профилактика и лечение затруднённого дыхания носом)
Также ко всем упражнениям даны подробные объяснения и практические рекомендации.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА — это ЗДОРОВЬЕ ВАШИХ ЛЁГКИХ и залог ПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЫ вашего ГОЛОСА!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК
Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков и восстановлению смыкания связок. Упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.
В первые три дня выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются):
- Представили, будто полощем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки «полоскания горла» до тех пор, пока хватает дыхания.
- Глубоко взяли дыхание носом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стучим указательными пальцами по ноздрям.
- То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носогубным (мимическим) морщинкам (складкам).
Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также, каждый час:
- Легонько стучим пальцами по верхней губе, как бы произнося при этом «бы-бы-бы-бы-бы» (должен получиться звук, похожий на этот слог), пока хватит дыхания.
- Легонько стучим пальцем по нижней губе, как бы произнося при этом «вы-вы-вы-вы-вы» (похожее звучание должно получиться само за счёт постукивания пальцем) или «зэ-зэ-зэ-зэ».
- Глубоко взять дыхание носом. Кулачком стучим по груди от одного плеча к другому, произнося нараспев «А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у». Не спешим, экономим дыхание.
Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:
- Сделав носом глубокий вдох, произносим «МАМ», на конце согласную «М» не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, «мычать», одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим «Мам» и медленно поворачиваем голову из положения «прямо — направо», постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды (принципиально пить именно маленькими глотками — это необходимо для увлажнения голосовых связок!). И третий этап упражнения — с «прямо — налево», постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом делать глубокий вдох носом. То же самое упражнение выполняем на слоги «Мом», «Мум», «Мим», «Мым», «Мэм».
Через два дня, меняем слог «Мам» на «Бам» (следовательно, «Бам», «Бом», «Бум», «Бим» и т.д.), ещё через два дня на «Зам», и ещё через два дня на «Жам».
Следующий этап:
- Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь ещё рано. «Мычим» распевку (c-#c-d-#d-e-f-#f-g и назад: g-#f-f-e-#d-d-#c-c), толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон небольшой, сперва — квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.
- Одна из самых удобных песен для лечения и профилактики голосовых связок — «Подмосковные вечера». Глубоко берём дыхание носом, затем медленно, слева направо поворачивая голову и «мычим» в нос начальный мотив первой фразы песни — «Не слышны в саду даже шорохи», при этом постукиваем указательным пальчиком левой руки по левой ноздре. Соответственно, и в другую сторону: голову поворачиваем справа налево, пальцем правой руки постукиваем по правой ноздре. Повышаем на пол-тона, опять «мычим». Ещё на пол-тона и т.д.
Наконец-таки, начинаем петь исключительно на «стаккатто»:
- Не спешите голосить! Песни пока не поём. Начинаем хроматическую распевку (её описание смотрите выше). Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!). После пения попевки закрытым ртом («мычания»), поём её с открытым ртом на «А! А! А!» на «стаккатто»: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача активная (жёсткая атака)
- По звукам трезвучия исполняем на «стаккатто» слоги «Ма-ми-мо-ми-ма», далее на пол-тона повышаем и т.д.
- На одной ноте исполняем слоги «Гра-грэ-гри-гро-гру» (на «стаккатто»!), затем «Дра-дрэ-дри-дро-дру» и т.д.
- Очень полезно чередование слогов «Лё» и «Ля». На «стаккатто», на одном дыхании поём на слог «Лё» подряд ноты диапазона квинты (c-d-e-f-g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог «Ля» вверх ещё 5 нот (g-a-h-c-d), затем спускаемся обратно вниз — сперва на слог «Ля» пропеваем на «стаккатто» квинту вниз, затем, повторяясь на ноте «соль» переходим на «Лё» и допеваем вторые 5 нот вниз.
И только когда вы убедились, что сип и хрипота не появляются, можно осторожно переходить на пение «легато». Сперва это короткие попевки, распевки (можно использовать детские песенки), затем, постепенно увеличивая нагрузку, переходить к песням. Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение №1 («полоскание горла»), и начинать распевки с пения закрытым ртом. Большое внимание следует уделять дыханию. Для развития певческого дыхания также существует ряд упражнений (смотрите здесь)
УЗЕЛКИ НА ГОЛОСОВЫХ СВЯЗКАХ
Певческие узелки возникают вследствие перенапряжения голоса, неправильного звукоизвлечения. Это своеобразные «мозоли» на голосовых связках.
Симптомы появления певческих узелков:
Охриплость, голос «киксует, но, как правило, если не напрягать голос — восстанавливается на очень непродолжительное время. И самый явный признак появления узелков — постоянные, лёгкие покашливания, не «першение» в горле, а как будто что-то мешает. Иногда появляется увеличение лимфоузлов.
Лечение:
- В незапущенных стадиях помогает простой рецепт: на мясорубке прокрутить мясистый лист трёхгодичного цветка Алоэ, добавить цветочный (лучше майский) мёд в пропорции один к одному. Приготовленное зелье рассасывать во рту по одной чайной ложке три раза в день. После рассасывания сорок минут не есть, не пить, не курить! На ночь (на пять часов) на шею повязывать компресс, состоящий из равных частей «Новокаина» (0,5%), «Димексида» и настойки Алоэ. И, конечно же, КАТЕГОРИЧЕСКИ не петь, а разговаривать как можно меньше, низким грудным голосом. Срок лечения — 5-7 дней.
- При более запущенной стадии певческих узелков, к вышеописанному лечению рекомендуют добавить использование Алоэ (внутримышечно, один раз в день, 10 дней), «Кальций Сандоз» (по 1-2 таблетки три раза в день) и обязательные вливания в гортань.
- Не запущенные узелки отлично рассасывает мазь «Контрактубекс». Использование мази следующее: выдавить 0,5 см в пустой пузырёк, туда же добавить 1 кубик физраствора, растворить «Контрактубекс», и приготовленную жидкость вливать в гортань два-три раза в день. Для «замозолившихся» узелков увеличить количество вливаний.
- При запущенных формах помогает следующая схема вливаний: «Лидаза», разведённая физраствором (1 кубик). Через 20 минут, после вливания «Лидазы» — мазь «Контрактубекс». Через 30 минут по очереди сразу: 1 кубик 10%-ной Аскорбиновой кислоты; 1 капсула «Троксевазина», растворённая в 1 мл физраствора; 0,3 «Гидрокортизона» (жидкого), растворённого в 1 кубике физраствора. После вливания 40 минут ничего не брать в рот. Курс лечения — 15 дней.
Коли уж начались проблемы с голосовыми связками, придётся овладеть этим нехитрым делом, потому что профессиональному вокалисту без вливания в гортань не обойтись, а каждый раз бежать в больницу несколько проблематично. Для этой незатейливой процедуры нам понадобится: большое зеркало, желательно, висящее на стене, наиярчайшее освещение (очень удобна лампа на прищепке, которая крепится к зеркалу в том месте, где особенно необходимо осветить), бинт, шприц, конечно же, (не обыкновенный, а специальный для вливания в гортань — с длинной, закруглённой на конце трубочкой-иглой (не острой!), продаётся в любой «Медтехнике»), и на первых порах — водичка, которую мы будем заливать в горло на этапе обучения.
Ну что ж, приступим. Набираем воды в шприц. Глядя на себя в зеркало, широко-широко разеваем рот, вываливаем язык, обхватываем его бинтом левой рукой, и тянем вниз так, чтобы в зеркале открылся весь обзор полости рта. Кстати, по пути можно проверить работу голосового аппарата. В таком положении поём в среднем регистре «И-и-и». Если звук чистый, без хрипа-сипа, значит, голосовой аппарат в норме. Если вокал даётся с напряжением, есть повод задуматься. Продолжаем. Правой рукой держим шприц, указательный палец направлен на поршень. Теперь внимание! Шприц должен быть направлен в рот чётко по середине, параллельно полу, не выше и не ниже.
Когда место вливания определено, медленно начинаем заливать водичку из шприца в гортань, и при этом тихо поём на слог «И-и-и» (если связки проблемные — поём «Э-э-э-э», так меньше нагрузки). Когда водичка попадает на связки — пение либо прервётся (в этом случае начнётся кашель, ничего страшного!), либо раздастся бульканье. В любом случае — немного тренировки, и всё получится!
5. Если данное лечение не помогло, остаётся последнее средство — операция. Она совершенно безболезненна, через неделю уже можно петь, но лучше переждать месяц. Главное, для операции выбрать хорошего врача-специалиста. Некоторые врачи и вокалисты предпочитают операцию для удаления певческих узлов вместо лечения. Это понятно — на лечение уходит месяц-два, а после операции голос появляется через пару дней (в редких случаях через неделю). Но надо несколько раз подумать, прежде чем выбрать метод исцеления. Сама операция пустяковая, всё зависит от способностей врача. Но нигде не исключены промахи. Поэтому решать вам.
КРОВОИЗЛИЯНИЕ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК
Неприятная штука. Поводом к кровоизлиянию служит продолжение занятий вокалом при певческих узелках и нечеловеческие нагрузки на голос. Как известно, связки состоят из многочисленных сосудов. Когда певческие узлы начинают тереть связки, связки искривляются, находя более выгодное положение для своей работы. Узлы продолжают натирать уже новое место, и происходит разрыв сосуда.
Симптомы:
Зависят от того сколько кровоизлияний произошло (сколько сосудов лопнуло). При единичном — пропадает голос, при тройном — пропадает даже тембр — остаётся только шёпот. Отекает гортань, вызывая чувство набухания в горле.
Лечение:
Очень долгое. Готовьтесь около года не заниматься вокалом. Голосовые связки (а правильно говорить «складки») восстанавливаются сами, и если есть возможность молчать, то со временем голос сам восстановится. Главное — МОЛЧАТЬ! Для ускорения процесса излечения можно применить физиотерапию — МАГНИТ. Пять процедур, не больше. В этом случае не стоит делать никакого рода ингаляций, ведь попадание микроскопических капель на голосовые связки способствует их набуханию, что в данном случае неприемлемо. Ускорить процесс можно принятием витамина «Е» («Аевит») три раза в день по одной капсуле.
Из лекарственных средств применяют препараты общего и местного действия. Внутрь назначают 10 % кальция хлорида, а 3 % раствор этого препарата применяют для электрофореза. Для уменьшения отечности голосовой складки назначают вливания ментолового масла вместе с суспензией «Гидрокортизона» (к 10 мл 1 % ментолового масла добавляют 50 мг суспензии «Гидрокортизона»). Эффективным средством являются внутримышечные инъекции «Химотрипсина» (для одной инъекции 5 мг «Химотрипсина» разводят в 2 мл 0,5 % «Новокаина»). На курс лечения — до 25 мг «Химотрипсина».
РУБЦЫ НА ГОЛОСОВЫХ СВЯЗКАХ
Симптоматика:
Рубцы — это последствия кровоизлияний. Неправильно сросшиеся сосудики образуют рубец на связке, который сродни певческому узелку. Точно также, как и певческие узелки, рубец натирает другую складку, поэтому при нагрузке голос пропадает, при полном молчании — восстанавливается.
Лечение:
Иногда рубцы рассасываются благодаря грамотным занятиям академическим вокалом. Также помогают компрессы и вливания (см. «узелки на голосовых связках»), плюс — электрофорез с «Лидазой» (10 процедур), «Дицинон» — по 1 таблетке три раза в день на протяжении нескольких месяцев.
Лечение долгое, данный курс рекомендуется проводить два раза в год на протяжении двух лет.
(информация частично взята с источника)
Здоровья вашему голосу! Берегите его!
Иван
09.05.2020 at 06:36Низкий Вам поклон за приведённую в статье информацию, желаю каждому человеку относиться с такой же любовью и заботой к своему делу. И конечно здоровья)
Светлана Митина
10.05.2020 at 18:41Иван, благодарю Вас за тёплые слова в мой адрес! Очень рада, что информация моей статьи была Вам полезна! Здоровья Вам и всех благ!
С Уважением,
Светлана Митина
Наталья
30.06.2020 at 14:40Светлана, добрый день! Спасибо Вам большое за такую замечательную информацию! Посоветуйте, пожалуйста, упражнения при парезе голосовой связки. Можно ли как-нибудь настроить голос? Спасибо!
Светлана Митина
02.07.2020 at 02:53Здравствуйте, Наталья! Благодарю Вас за добрый отзыв, очень рада, что информация оказалась для Вас полезной!
Что касается восстановления голоса после пореза голосовой связки, то это вопрос ко ВРАЧУ-ФОНИАТРУ, которым я НЕ являюсь и, соответственно, не имею нужной компетенции для ответа. Я всего лишь музыкант и педагог. Порез — это очень серьёзный диагноз. И опять же, в зависимости от его этимологии (миопатический, нейропатический или функциональный) назначаются разные методы по восстановлению голоса. И в большинстве случаев голос можно полностью восстановить, а в каких-то случаях — увы, только частично (опять же, о каком голосе конкретно Вы спрашиваете — о разговорном или певческом?).
В основном везде указано, что после пореза в период восстановления и лечения назначаются упражнения по дыхательной гимнастике и фонопедии, которые должен под наблюдением проводить врач-фониатр совместно с логопедом, поскольку речь идёт о восстановлении прежде всего двигательной функции голосовой связки.
В моём видео про дыхательную гимнастику, которое опубликовано в данной статье, Вы можете найти те самые нужные упражнения по дыханию. Что касается фонопедии, то в своих видео MUST HAVE я продемонстрировала только «штробас». На самом же деле метод фонопедических упражнений очень широк, советую Вам обратиться к материалам Виктора Емельянова, который создал свою методику развития голоса на основе фонопедии. Уверена, на сайте автора и в его книгах (которые, по-моему, можно спокойно приобрести в интернете) Вы найдёте массу для себя полезного и действенного, фонопедия зачастую творит чудеса. И раз врачами рекомендовано в обязательном порядке заниматься упражнениями по фонопедии + дыхательной гимнастикой, то стоит к этим советам прислушаться и серьёзно заниматься. Также, возможно, упражнения по «узости гортанной», которые я показывала в видео, тоже смогут Вам помочь. По крайней мере автор этих упражнений в детстве получил полный ожог гортани, трахеи и голосовых связок, после чего в том числе и за счёт упражнений на «узость гортанную» полностью восстановил голос (автор стала впоследствии оперной певицей )
Поэтому, думаю, что голос восстановить вполне можно, но надо в этом случае конкретно знать причину, вызвавшую у Вас порез голосовой связки, чтобы говорить более утвердительно о возможных перспективах. Здоровья Вам!
С Уважением,
Светлана Митина
Ольга
04.06.2021 at 09:25Здравствуйте! Огромное спасибо за такую подробнейшую и развёрнутую информацию! Не подскажите, есть ли в Челябинске хороший, настоящий фониатор?
Светлана Митина
05.06.2021 at 16:27Ольга, здравствуйте!
Очень рада, что моя статья дала Вам нужные знания и была Вам полезна! Благодарю за Ваш интерес! Я сама проживаю в Москве, поэтому, увы, не могу ответить на Ваш вопрос по фониатрам в Челябинске, ибо не знаю таких. Если будете в Москве, то здесь я Вам порекомендую хорошего фониатра, которого знаю лично
Всех благ Вам и здоровья!