«Хочу научиться петь» или как найти хорошего педагога по вокалу

«Н-даааа…» — разочарованно протянула я, посмотрев очередные пару видеороликов по теме обучения вокалу в океане YouTube. Простите, статья будет не маленькая, ибо ужас от увиденного и понятого требует выхода! И как раз из желания просветить других, чтобы как я не потратили напрасно время.

И ведь самое печальное, что подобного барахла в Интернете развелось ТАК много, что я даже представить себе не могу, КАК теряется от всего этого «многообразия» и якобы доступности, от этой саморекламы, завлекаловки и развлекаловки (а очень часто, увы, искусство вокала теперь позиционируется со стороны разных вокальных школ и центров Васек Пупкиных и прочих «мастеров», именующих себя ПЕДАГОГАМИ по вокалу, именно как некое очень забавное и увлекательное, лёгкое и не затратное искусство!) обычный человек, который просто-напросто хочет научиться петь, ищет информацию, педагога, сам никогда не пел, но хочет попробовать, который совершенно далёк от музыкального образования в принципе, никаких муз.школ и консерваторий не заканчивал, понятия не имеет ни о голосовых связках, не апеллирует и не понимает нашего типичного «вокального» языка (терминов, обозначений),который даже не представляет, С ЧЕГО нужно начать-то вообще….

А начать нужно, дорогие мои, прежде всего явно с поиска ХОРОШЕГО педагога, ОТЛИЧНОГО специалиста и музыканта, КОМПЕТЕНТНОГО преподавателя по тому самому вокалу, которому вы вознамерились наконец научиться. Поймите, что ваш будущий педагог – это ваше будущее в мире вокала (по крайней мере на первых порах), это та школа, которую вы возьмёте себе на всю жизнь, это, в конце концов (что ой, как немаловажно!), ВАШ БУДУЩИЙ ГОЛОС ВОВНЕ, а не только в вас самих!! Да-да, не удивляйтесь. Как говорил один из моих педагогов – «Твои данные – связки, гортань, сам природный голос, слух и т.д. – это только лишь 50% успеха, а остальные 50% — это то, как ты всё это достанешь из себя, подашь и реализуешь вовне слушателю». Так вот это «достанешь и реализуешь» и есть – ваш будущий педагог по вокалу, ибо именно он должен будет вас этому научить и так, чтобы в первую очередь не навредить вашему голосу и данным, и не убить их, а наоборот – научиться ими пользоваться, мастерски, грамотно, с умом и с душой, чтобы в итоге вам же за ваш голос, звук и за ваше пение не было потом стыдно перед другими.

Ведь если разобраться – а зачем человек хочет научиться петь? Особенно когда он уже взрослый, когда ему уже много лет, когда у него есть уже своё другое образование, профессия, возможно, и семья уже, и сложившаяся жизнь, работа, карьера. Да даже и без всего этого. Ну зачем ему петь? Чего вдруг приспичило?? Мой личный преподавательский опыт за 23 года работы в вопросах мотивации у моих учеников (от 15 до 43 лет) обнаружил, что зачастую люди хотят научиться петь по двум самым распространённым причинам:

  1. «хочу развить свой голос, понять, могу ли я петь вообще, мне это интересно, потому что это – часть моего саморазвития, я давно уже хотел заняться вокалом, но всё как-то времени не было…»
  2.  «в компаниях моих друзей (родственников, коллег по работе и т.д.) часто любят петь в караоке (под гитару, петь вообще всей компанией, на корпоративах и т.д.), а я всегда стесняюсь, потому что никогда не пел, теперь хочу научиться, чтобы потом при случае не оконфузиться, а желательно и наоборот – быть на высоте!»

Гораздо реже встречаются мотивации по другим причинам – желание спеть конкретную песню, потому что она очень нравится, поступить в музыкальный ВУЗ или школу, пройти кастинг или прослушивание, где пение имеет значение и вес, поучаствовать в вокальном конкурсе и т.д.

Да, друзья мои, времена диктуют свои не только нравы, но и запросы. Общество активно развивается и чётко начинает прослеживаться 2 направления: саморазвитие, постижение самого себя изнутри и в социуме и другая ветвь – это индустрия развлечений, причём, чем проще, быстрее и «бесплатней», тем лучше.

Вокал последние лет 15 стал очень популярен, как вид искусства, как навык, как умение, как возможность, как часть частного (читай – не всем доступного) образования. Надо сказать, что этому очень способствовало телевидение с его бесконечными проектами, типа «Фабрики звёзд», «Фактор А», «Голос» и др. Плюс к тому в нашей стране медленно, но верно начинает-таки осваиваться жанр мюзикла (чему лично я очень рада как раз, правда это всё как-то медленно пока ползёт) – жанр очень доступный для восприятия совершенно разными социальными слоями общества, людей разной культуры и воспитания, в общем-то, скажем прямо, разного уровня интеллекта и понимания музыки вообще (согласитесь, ведь в оперу явно ходят, мягко говоря, не все и также не все любят и понимают этот жанр). Любовь к мюзиклам, известным мировым хитам из них, любовь к музыкальному театру как таковому также воздействует на людей и вызывает в них некую смелость и отчаянное желание под лозунгом «Блин! Я тоже так хочу! Это же так круто – петь!!» Простите меня за несколько фривольный язык изложения, друзья, но поверьте, что именно ТАК зачастую выражают свои желания и мотивацию нынешняя молодёжь. А я, как правило, привыкла что-то рассказывать или объяснять именно так, чтобы читающий-слушающий-учащийся мог меня максимально точно и конкретно понять.

Но во всём этом стремлении к популяризации вокального искусства и обучения ему, к сожалению, стало зачастую пропадать само КАЧЕСТВО данного образования. Я сейчас говорю именно о частном образовании – всевозможных вокальных центрах, студиях, самопальных школах «имени меня», частных педагогах и репетиторах и пр. Хотя я сама являюсь много лет частным преподавателем, тем не менее мой камень сейчас летит именно в огород многих своих коллег (или якобы коллег, поясню потом).

Чтобы долго не нравоучать, я просто расскажу вам свой личный опыт.

Я представила себя эдаким «страждущим», который ищет информацию по вокалу в интернете, целью ставит найти что-нибудь бесплатное или хотя бы за 3 копейки, и чтоб быстро всё и понятно, не страшно, не тяжело, «прикольно»  и интересно. К сожалению и по незнанию, но именно эти эгоистические цели в первую очередь ставят себе зачастую те, кто решил научиться вокальному искусству.

И первое, куда я лезу – это YouTube, конечно (ибо зачем мне что-то читать ПРО вокал? енто ж ВОКАЛ!!). И, о, Боже, сколько же там всего – и видео-уроки, и лекции, и картинки, и записи, и видеокурсы, с ума сойти! Глаза разбегаются от многообразия! Но главное —  всё БЕСПЛАТНО, и БЫСТРО!!!

Вот, к примеру – «Как брать высокие ноты» («помнится» – фантазирую я вместо страждущего – «захотели мы с подружкой как-то спеть один из шлягеров Уитни Хьюстон от тоски по прошлому, так чего-то мой голос как-то не взлез, дюже высокой нота была, а подружка вдруг каркнула таким оглушительным писком, что меня чуть кантузия не хватила»), ну-ка посмотрим…Ролик всего-то минуты 3 – супер просто! Сейчас меня за 3 минуты научат брать высокие ноты и.. вуаля! В ролике некий парнишка лет 20 (максимум 25) что-то там сам себе горланит в руку (а это зачем??), говорит странное «придыхательная атака» (а это что ещё такое??), советует петь на слоги «хи-ха-хо» и т.д. (а почему не на «дю-бю-зю»??) и привет на этом, ролик заканчивается. «Хм» — думает страждущий – «Ладно, глянем чего-нибудь ещё, может там будет попонятней и по-адекватней объяснят..».

О! «Проблема несмыкания связок» — и снова БЫСТРО, ролик идёт 1 минуту 47 секунд – вау просто! А, кстати, что такое «несмыкание связок»? Тааак…Милая девушка также лет 25 быстро и сбивчиво говорит, что надо сходить к фониатру, что он полечит связки (а что, их нужно лечить??), а потом нужно попеть такие-то упражнения в интервалах терции или тона (о, а это что значит??), показывает их (повторить с ходу не получилось), за сим желает мне всего хорошего и прощается. Ну… так а ЧТО ТАКОЕ «проблема несмыкания»-то?? А в чём она заключается и почему возникает? А как сделать так, чтобы её никогда не было? А почему именно эти упражнения надо петь?? В ответ – тишина, как говорится… Посмотрев ещё пару роликов страждущий приходит к неутешительному выводу, что видео-уроками явно дело не обойдётся, ибо ничего не понятно и сознание явно такую форму обучения воспринимать не хочет. Странно, а ещё называется «видеокурс по вокалу»…

В итоге страждущий понимает, что надо что-то посерьёзнее поискать.

Выпадает куча сайтов – школ, студий, центров… И там, КАК ВСЕГДА, на главной странице фотка с девушкой или юношей, поющими во всенепременно студийный микрофон (круче некуда), на головах наушники, или фото девушки на сцене с микрофоном и непременным счастьем на лице, или фото учителя с учеником в классе, напичканным всевозможной крутой аппаратурой, прям как в студии звукозаписи… Всё рассчитано на неуёмно-жадную фантазию страждущего: типа, «вот пойду туда, там меня научат, потом меня будут записывать на студии, буду диски свои выпускать, на сценах петь, стадионы собирать, деньги лопатой грести, на гастроли ездить, стану известным и богатым»…Ибо представители рода человеческого хотят богатства и славы всегда и во все времена. Вас плавно уводят от самой сути поиска и сразу предлагают спектр услуг. А ещё пишут разные статьи жутко умные на учёном специфическом языке, например, про вокальное профессиональное дыхание. Ооо, туда лучше не заглядывать – там всё страшно: рисунки человека в разрезе, с органами, скелетами-костями, куча стрелочек, подписей, всё жутко заумно и по-медицински, рука автоматически захлопывает эту страницу, ибо сознание начинает мутить.

На другом подобном сайте вам предлагают послушать аудио-примеры пения учеников данной студии (школы, центра), да только вот где гарантия, что на записи вы услышите голоса именно учеников этой студии, а не чужих учеников? И ученики ли это вообще, а то может это уже готовых профессионалов записали, рассчитывая на ваше незнание и отсутствие опыта в вокальной сфере? Так, понятно.

И что ещё «привлекательней» — практически все подобные сайты со школами вокала, студии, центры и т.п. КАК ПРАВИЛО пишут что-то наподобие (это не выдумки, а РЕАЛЬНЫЕ увиденные мною баннеры) – «Постановка голоса за 15 минут!», «Красивый голос за 5 дней, уникальная методика без скучных распевок БЕСПЛАТНО!» и т.д. и т.п. Эдакие «заманиловки». Эхх…

Слушайте (я обращаюсь сейчас к потенциальным будущим ученикам по вокалу), вы действительно во всё это верите? Вы реально ведётесь  на весь этот бред и мишуру? Прям вот зажигается у вас всё внутри от подобных лозунгов? Просто я всё пытаюсь понять, ДЛЯ КОГО создатели тех самых сайтов и «школ» пишут подобную ересь и враньё, ибо подобного стало пруд-пруди. Нет, если человек, увидевший оное, давно мечтает сыграть роль Буратино, тогда ему однозначно ТУДА – в те самые «поля чудес», где ему с радостью предложат закопать денежки в землю, торжественно клянясь, что на утро всенепременно вырастет дерево с золотыми монетами…

Боже мой, люди, ну не ведитесь вы на все эти профанации!!

Во-первых, заветная пословица «бесплатный сыр только в мышеловке» стара, как мир, конечно, но по сей день работает на всю катушку. Во-вторых, ну неужели вы думаете, что все великие и не очень певцы, все ваши кумиры, которых вы слушаете каждый день в своих плэйерах и прочем, ВОТ ТАК ВОТ учились вокалу?? За 5 дней? Ну, хотя, впрочем, от некоторых современных эстрадных певцов действительно подчас складывается именно такое ощущение…

Настоящему вокалу, а не его подделке, учатся ГОДАМИ, запомните это! Это труд, труд и ещё раз труд! И терпение. И «скучные распевки», на которых как раз и учатся данному искусству, скучны лишь для тех, кто ленив и не хочет на самом деле учиться, а хочет всё и сразу, за бесплатно, по-быстренькому и не напрягаясь. «Чудеса» постигаются упорным желанием, терпением и трудом, волшебной палочки пока ещё не изобрели… И всегда помните «политику» вот тех самых вокальных центров, школ и студий, кишащими подобными баннерами-призывами, а она, увы, зачастую заключается в следующем: «Пока живут на свете дураки – обманывать нам, стало быть, с руки» (всё тот же бессмертный к/ф «Приключения Буратино»)  acute 

Итак, «ну что ж,» — думает страждущий, — «придётся таки поискать непосредственно самих педагогов по вокалу, не в центрах-студиях, а может где-нибудь поближе к дому, да чтоб занимался только со мной лично, а не в группе, как предлагают всё в тех же студиях…»

И добредает наш страждущий наконец до сайтов репетиторов, коих тоже развелось не мало и с отличным сервисом по подбору услуг.

Смотрим резюме сами, не доверяя каким-то там операторам с сайта, которые сами подберут тебе преподавателя – а то мало ли, что они подберут, тут уж точно НЕ бесплатно, а платить-то придётся страждущему. Так, начинаем с цен пониже…

О, 500 рублей в час! Замечательно! Читаем: ФИО, 26 лет, образование – музыкальная школа, Финансовый институт, о себе: с детства люблю петь…» — так, проехали! Финансист, учащий петь?!?! «Эдак и я со своим образованием менеджера могу резюме вывесить и просить денег за обучение вокалу только за то, что я тоже люблю петь,» – думает страждущий. Ой, а идея-то не нова оказалась! Ты смотри, кого тут только нет в списках «педагогов-репетиторов по вокалу» — и окончившие пед.институт, и институт культуры по специальности «теория музыки» или «скрипка», и психологи, любящие петь и зачем-то этому учить (чему?? «любить петь» или всё-таки именно петь?) и т.д.

Нет, среди всего этого «многообразия специалистов по вокалу» страждущий таки найдёт то, что ищет – человека, закончивший именно музыкальный ВУЗ (а не около-музыкальный), с факультетом «академическое», «эстрадное» или «хоровое» пение, с опытом работы  именно в преподавании вокала (ну, хотя бы лет 5), а не в самореализации на конкурсах-сценах-театрах-филармониях, но только вот стоимость услуг у такого преподавателя будет, конечно же, в разы выше, чем у «финансиста или психолога с музыкальным уклоном» — стоимость пошла от 2,5 до 4 тысяч рублей.

«Господи, ну что же делать-то???» – вопрошает страждущий. «А как в начале всё лазурно представлялось – и бесплатно найду, и быстро чтобы, и всё сразу… А тут – вроде всего полно, а настроение совсем упало и какая-то безнадёга полная одолела…» Так вот, УСЛЫШЬТЕ мои советы по поиску СВОЕГО педагога по вокалу, «страждущие» и охочие до пения люди!

Начнём с последнего. Увы и ах, но да, поверьте и моему опыту, но действительно стоящие, опытные, знающие педагоги по вокалу, прекрасные профессионалы своего дела, ставящие целью ПРЕЖДЕ ВСЕГО – НАУЧИТЬ ВАС, а не реализовать себя в вас и не поиметь с вас деньги за профанацию и безделье, СТОЯТ НЕ ДЁШЕВО. Может и дорого. У всех разные понятия данного критерия. Почему?

А скажите мне, люди, как вы думаете, ЗА ЧТО берутся деньги в данном случае?.. Отвечу, чтоб не мучились: ЗА ВРЕМЯ! Время – это самое дорогое в нашей жизни, то, чего всегда не хватает человеку занятому, увлечённому, образованному. И заметьте, искусство вокала – это ТОЛЬКО ЛИШЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ дисциплина, в отличие от  дисциплин ансамбля или хора.

Запомните первое:

  • вокал может быть ТОЛЬКО индивидуальным, а никак не групповым. Если вам предлагают «вокал в группе» (дабы дешевле вам стоило) – сразу отказывайтесь, ибо это полная туфта. Голос КАЖДОГО человека на Земле индивидуален, второго такого нет, а следовательно и голосовые проблемы и способы их решения, особенность и способность вашего восприятия урока, материала, ваша скорость обучения, понимание, бесконечные пробы и ошибки и т.д. – всё это тоже СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО. И именно ЛИЧНО с вами должен заниматься педагог («живьём», не по скайпу и прочим роликам!), а не с кем-то ещё одновременно. Иначе КПД (коэффициент полезного действия) будет просто равен нулю.

Закрывая вопрос о стоимости услуг преподавания, просто ответьте себе сами – КАК можно оценить в деньгах знания человека? Музыкальное образование – одно из самых долгих: муз.школа 7 или 8 лет, затем муз.училище 4 года и только тогда можно поступить в консерваторию за высшим муз.образованием (без предыдущих двух стадий образования туда никак не поступишь), а это ещё 5 лет – итого, как минимум 16-17 лет человек ТОЛЬКО УЧИЛСЯ своему искусству, чтобы теперь иметь возможность этому искусству обучать ВАС.

А если к этому прибавить опыт работы в преподавательской сфере (я уже не говорю о наличии не одного десятка или сотни учеников, всяческих дипломах о лауреатстве в конкурсах этих учеников, наградах, регалиях, званиях), но всё же самое главное – ОПЫТ. Ну так и как вы думаете, СКОЛЬКО могут стоить знания такого преподавателя с учётом его опыта работы? Представьте себя на месте этого педагога с его профессиональной биографией. Сколько бы за урок брали ВЫ? Особенно когда надо научить человека «с нуля», с плохими или слабыми данными, с неработающим музыкальным слухом? Затрудняетесь ответить?..

Правильно. Потому что знания и опыт оценить в деньгах НЕВОЗМОЖНО! Поэтому поймите, что оплачивая свой урок, вы тем самым платите именно за ВРЕМЯ того педагога, который с вами занимается. Данная сумма – это то, сколько стоит ЕГО время за час (или у кого за сколько) и стоимость эту определяет сам педагог, а не вы. Забудьте про всякие «скидки». Вы не на рынке и речь идёт не об оптовой продаже картошки. Учить – это огромный труд и терпение, уж поверьте опытному педагогу, друзья мои.

Имейте в виду, что к хорошему педагогу (и он, поверьте, совсем не обязательно может быть профессором ВУЗа) очень не просто попасть, потому что такие люди в рекламе не нуждаются, клиенты находят их сами по принципу «сарафанного радио» и достижениям самих учащихся, которым стали свидетелями другие люди. У таких педагогов, как правило, дни строго расписаны и в их расписание придётся подстраиваться именно ВАМ, а не им. Если вы, конечно, хотите заниматься не у абы кого.

Опытный педагог всегда вас быстро «просканирует», поймёт с первого прослушивания, в чём у вас проблемы (если они есть), объяснит, как их решать и как надо будет заниматься. Кто-то может рассказать свою методу обучения, кто-то нет, но второе, что вам нужно знать при поиске педагога для себя:

  • Вы имеете полное право знать, как и чему вас будут учить! Вы можете задать все вопросы, которые вас интересуют на тему вокала и обучения, самой методики, плана занятий и педагог ОБЯЗАН вам ответить и всё разъяснить на ДОСТУПНОМ языке и по пунктам. В конце концов, только ВЫ принимаете решение – будете вы заниматься этим искусством или нет, будете ли вы платить за это деньги или нет, хватит ли у вас сил и терпения, желания и упорства. На любой вопрос по предмету вы должны получить ответ у своего педагога.

Если он уходит от ответа, высмеивает вас и ничего не объясняет при этом, не дай Бог и хамит ещё или огрызается – смело уходите от такого преподавателя, обучение у него будет для вас либо пыткой, либо «со всеми неизвестными», в результате чего вы выйдете от этого преподавателя с полным нулём в голове и в лучшем случае будете эдаким попугаем, способным лишь тупо повторять за педагогом, когда тот ему показывает, но совершенно не отдающий себе отчёта в том, почему и зачем именно ТАК надо делать или петь. То есть из вас получится хороший «повторюша», но с нулевой базой знаний в голове. Это путь в никуда, так вы вокалу не научитесь никогда.

Третье:

  • Поинтересуйтесь (или определите сами, что может быть не точным) возрастом педагога.

Мой опыт наблюдения показал, что в большинстве случаев именно опытными педагогами являются люди ближе к среднему возрасту и старше. Нет, я не спорю, что и среди молодых преподавателей, только что окончивших ВУЗ, есть природные таланты, ибо понятие «педагог от Бога» ещё никто не отменял. Но всё же это редкость. Настоящим педагогом, с хорошими результатами преподавания, прогрессивными методиками в своём предмете, знающими КАК и умеющими УЧИТЬ, живущих достижениями именно своих учеников и болеющих за них, люди становятся с опытом, с практикой, а не после студенческой скамьи и прежде всего своей реализации, как певца. Ну и помните, что если вы выбрали себе в педагоги молодого студента или только что «бывшего студента», у которого ноль практики или её ещё очень и очень мало, то стоимость занятий у такого преподавателя должна быть соответствующая, а не зашкаливающая под аля «профессорскую ставку».

Четвёртое:

  • Естественно, вы имеете полное право поинтересоваться как образованием педагога, так и его опытом работы (какой стаж, где, кем, с кем, кого учил, какой возраст обучаемых у него был – это немаловажно, кстати), чем он занимается сейчас – в смысле, работает ли где-то или только занимается частным репетиторством.

Всё это можно (а зачастую и нужно) знать, если подобные данные вы не узнали до непосредственной встречи с самим преподавателем. Разумеется, это не должно выглядеть с вашей стороны «допросом с пристрастием», но и у педагога вашего данные вопросы не должны вызывать недоумений и не должны ассоциироваться с какой-то наглостью.

Пятое (не обязательно, но желательно):

  • Было бы не плохо что-то разузнать об этом педагоге, найти и пообщаться с его учениками, может узнать какую-то информацию в интернете (если таковая есть, конечно) или в соц. сетях.

Конечно, мнения разных людей могут быть абсолютно противоположными, кому-то педагог понравился, кому-то нет. Сразу скажу, что всё-таки всем отзывам полностью доверять не стоит, потому как вокал – это не только индивидуальное обучение, но и индивидуальное ОБЩЕНИЕ, а люди все разные, с разным восприятием, воспитанием, культурой и адекватностью.

Ну и шестое, оно же последнее:

  • Пусть вы – не профессионал в мире вокала и музыки вообще, пусть вы может быть в первый раз решили заниматься частно и ничего не знаете об изучаемом предмете или искусстве, но всё-таки на данный момент благодаря опять же интернету и огромному ресурсу предлагаемых услуг, вы можете сами за первые хотя бы пару уроков оценить некую компетентность вашего педагога и понять для себя окончательно – стоит у него заниматься или нет, хотите вы именно с этим педагогом работать продолжительное время или нет.

От этого будет зависеть прежде всего ВАША собственная отдача обучению, без которой любой педагог не сможет вас стопроцентно научить своему искусству, ибо нормальный урок всегда строится по следующему принципу: 50% своих усилий, энергии, сил, упорства вкладывает педагог, а 50% — сам ученик (своим старанием, выполнением всех заданий и указаний, внимательным запоминанием, стремлением сделать всё на 5 баллов). И по-другому НЕ БЫВАЕТ! Не надо думать, что если вы платите деньги (даже очень большие) педагогу, то он будет ЗА ВАС учиться петь!!! Принцип «я тут пока на стуле посижу, а вы меня танцевать научите» НЕ пройдёт.

Задача педагога – дать вам знания и научить ими пользоваться на будущее, научить вас УПРАВЛЯТЬ своим голосом и исполнением, ибо ВОКАЛ – ЭТО ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ГОЛОСОМ  в певческом режиме, это тяжёлый и кропотливый, терпеливый ОБОЮДНЫЙ труд, а только потом уже – наслаждение, творчество, музыка, эстетика и эйфория от собственного пения, если хотите (а лучше ещё, чтобы эти эйфорию и наслаждение испытывали те, кто будет потом слушать ваше пение). Научиться вокалу надо ТАК, чтобы потом, со временем вы смогли бы петь САМИ и обходиться уже БЕЗ преподавателя. Но это, конечно, я говорю уже, скорее, о долгом профессиональном образовании, простите, занесло..  mail 

Думаю, что вы без труда за первые пару уроков поймёте, на сколько понятно педагог вам всё объясняет, показывает, собственно – учит. Также должна быть прозрачна логика обучения. Интересно ли вам, интересен ли сам педагог и сам вокал, ибо, как показала моя практика, иногда люди несколько ошибочно представляют себе, ЧТО ТАКОЕ заниматься вокалом по-настоящему, а не псевдо…Да, надо понимать, что педагог – это не клоун и развлекать вас не обязан. Тем более, что искусство вокала – искусство серьёзное и очень. Но поверьте, если вы попадёте к действительно любящему фанату своего предмета, то вы не останетесь равнодушны, вы будете также увлечены вокалом и влюблены в это искусство, как и тот, кто вас будет ему учить. Музыка заразительна, а талант и темперамент преподавания и обучения заразительны ещё больше!

И ЗАПОМНИТЕ:

  • Не надо вестись и тратить время на всякие видеоролики и видео-уроки, продолжительностью от 2 до 10 минут. Это НЕ уроки и НЕ учёба, это просто самореклама и завлекаловка, пустышка.
  • Вокал НЕ бывает групповым, ТОЛЬКО индивидуальным.
  • НЕ НАДО заниматься вокалом у людей всяких далёких или около-музыкальных профессий, у людей с музыкальной профессией, но ориентированной на ДРУГОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, а не на ГОЛОС (не имеющих вокальную квалификацию), либо закончивших не профильные ВУЗы. Одно дело – хобби, люблю петь, другое дело – учить этому людей и так, чтобы получить результат и не испортить человеку голос. Всегда думайте, КОМУ вы доверяете свой голос.
  • Урок вокала не может идти 2 часа, 3 часа и т.д. Вы НЕ выдержите (если это настоящий урок, а не урок с бесконечными перерывами на отдых, на «попить чайку и поесть конфет-баранок» — кстати, КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ этого делать во время урока и ещё петь потом!), ибо вокал ОЧЕНЬ энергозатратен, мозг «скрипит» иногда от напряжения и обилия задач (не голос!). Стандартное время урока: 45 минут, 1 час, максимум (!!!) – 1,5 часа.
  • Обучение вокалу ОБЯЗАТЕЛЬНО должно содержать в себе прежде всего обучение и постановку профессионального певческого дыхания – без него никакой вокал НЕВОЗМОЖЕН, ибо дыхание в вокале – это как бензин для машины, это горючее, основа вашего голоса (а вовсе не связки!). И упражнение по дыханию должен показывать САМ педагог, а не просить прочесть вас об этом где-то и «изучить самостоятельно дома» — это полный бред, так вы правильно использовать дыхание в пении не научитесь. Мало того, именно в процессе начала распевок и вокальных упражнений вообще именно педагог «он-лайн» ДОЛЖЕН ОТСЛЕДИТЬ, как вы переводите свой навык дыхания на звук! Это важно. А то можно научиться отдельно правильно дышать, но петь по-прежнему «бездыханно», как пели раньше.
  • Также в вокале должны быть упражнения по артикуляции – развитие всех мышц лица, нижней челюсти, губ, языка и т.д., ибо это – залог вашей будущей вокальной дикции и правильной вокализации (красивого грамотного пения без ущерба своему голосовому аппарату и ушам слушателей), от которых зависит понятность слушателями вашего текста в будущем репертуаре и отчасти техника самого вокала, точность интонации, правильность подачи звука в пространство, даже красивое звучание тембра и помощь в динамике (силе) голоса.

Данные навыки дыхания и артикуляции являются БАЗОВЫМИ, основополагающими. Их наличие в обучении вокалу должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО у любого педагога.

Итог. Так как же всё-таки найти хорошего педагога по вокалу? Вот некоторые рекомендации вам:

  • Самая лучшая реклама в этом деле – «сарафанное радио», форумы тех, кто учится петь. Общайтесь, спрашивайте, узнавайте информацию. Вам обязательно кого-то посоветуют из учителей. Как правило, хорошие педагоги в рекламе не нуждаются, ученики их находят сами, через знакомых людей, через рекомендации.
  • Если вы нашли в интернете какую-либо вокальную школу или что-то подобное, то бывает у них такой плюс, как «первый бесплатный урок». Сходите, поинтересуйтесь, пообщайтесь с педагогом, поспрашивайте всю информацию, позанимайтесь пробно. А там сделаете выводы. Так можно перепробовать много школ, но как максимум – вы потеряете только своё свободное время, но не деньги. Авось и найдёте того, кого ищете. Так что это тоже вариант.
  • Если есть возможность услышать воочию реальных учеников данного педагога или школы – обязательно сходите на концерт (если таковой предлагается вдруг), на «день открытых дверей», чтобы посмотреть, как реально идут занятия. Пообщайтесь с учениками данного педагога, поспрашивайте всё, что вас интересует.
  • Если же в интернете ничего не привлекло, а знакомых с информацией по вокальному обучению нет, то посмотрите-таки сайты репетиторов и объявлений образовательных услуг, но обращайте внимание на образование педагога, его реальную специальность (профессию), поинтересуйтесь его стажем и опытом преподавания. Думаю, что подходящую кандидатуру вы себе всё-таки подберёте. Да, не все педагоги дают «первый урок бесплатно» и это вполне нормально, но в конце концов лучше заплатить, пообщаться, всё узнать для себя и о педагоге и затем окончательно принять решение («да» или «нет»), чем пожадничать и мучиться вопросами, и в итоге пойти наобум к кому попало.

Всё, более, увы, ничего я вам не посоветую. Но, собственно, статья моя была рассчитана больше на познавательную и нужную информацию, которой так часто не хватает тем, кто надумал начать заниматься вокалом. Я пыталась вас в чём-то предостеречь, на что-то обратить внимание в этом вопросе, что-то подсказать и посоветовать по возможности, чтобы у вас впоследствии было меньше ошибок, зря потраченного времени и разочарования. Надеюсь, что мне это удалось  smile 

Про другие тонкости вокала и навыки, понятия и термины, особенности обучения и прочее я познакомлю вас в своих следующих статьях.

А пока…. УДАЧИ ВАМ в поиске истинно СВОЕГО преподавателя, который поведёт вас в волшебный и прекрасный мир вокала! «Кто ищет, тот всегда найдёт!» yess 

Введите Ваш e-mail:



Яндекс.Метрика




Понравилось

2 комментария

  1. Татьяна

    30.08.2017 at 15:00

    Светлана,спасибо Вам за эту статью!Вы молодец,что написали на эту тему.Думаю,что многим эта статья очень пригодится в поиске своего педагога.Потому что мало кто сейчас пишет правду о вокале и его преподавании.А Вы всё написали по пунктам и очень понятно,правдиво.Спасибо!

    Понравилось
    1. Светлана Митина

      30.08.2017 at 15:41

      Татьяна, благодарю Вас за комментарий!Тема поиска педагога по вокалу для многих очень животрепещуща и не все знают о некоторых «подводных камнях» этого образования.Это и побудило меня написать данную статью.Рада, что Вы оценили мой труд!
      С Уважением,
      Светлана Митина

      Понравилось

Оставьте комментарий

Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили
Речевой голос
Речевой голос, его функционирование, а также развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем
Речевой аппарат
Речевой аппарат и его строение. Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом