Артикуляционная гимнастика, упражнения
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности.
Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.
Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной!
Итак, приступим к артикуляционной гимнастике.
Разработка мягкого неба:
- «Пасть льва» – зевок с закрытым ртом
- «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания верхних зубов)
- Произносить гласные звуки с позевыванием
- Имитировать полоскание горла (звук)
Разработка нижней челюсти:
- «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
- Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
- Надувание и втягивание обеих щек попеременно
- «Полоскание» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю
- «Шарик» – напрягаем губы и щёки, пытаемся пальцами рук преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание)
- «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
Разработка губ:
«Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10
- «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты
- «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
- «Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
- «Лошадка» – пофыркали.
-
- «Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка:
- «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
- «Печем пироги»
- «Месим тесто» – размять язык зубами,
- «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
- «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.
- «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
- «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.
- «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
- «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.
- «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.
- «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.
- «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.
- «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
- «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
- «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД-ТД-ТД.
- «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.
- «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.
- «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат.
Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5 минут утром и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день вам обеспечен.
А вот ФРАГМЕНТЫ МАСТЕР-КЛАССА «АУРА ГОЛОСА» по РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКОЙ АРТИКУЛЯЦИИ И ВОКАЛЬНОЙ ДИКЦИИ, который проходил в г.Саранске с юными воспитанниками Академии детского вокального творчества по приглашению их руководителя Антиповой О.А. В данном мастер-классе используются несколько другие упражнения по артикуляции, нежели описаны в данной статье.
Мастер-класс проходил очень весело и увлечённо, 2 часа пролетели очень быстро! Были иногда очень непростые задания и упражнения, но ребята очень старались, за что им огромное спасибо!
Мы не только повысили чувствительность лица и владение артикуляционными мышцами, мы ещё и настроение себе подняли на 200%!
Приобрести полную видеозапись данного мастер-класса по развитию артикуляции и певческой дикции вы можете здесь.
Комплекс упражнений, которые были на этом мастер-классе, также представлен подробно в ВИДЕОКУРСЕ «ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ», с которым вы можете подробно ознакомиться здесь на сайте. Видеодайджест фрагментов видеоурока по развитию артикуляции:
После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции.
Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми.
Оставьте комментарий