Артикуляционная гимнастика, упражнения

artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniyaАртикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности.

Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.



Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проде­лав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части ре­чевого аппарата по отдельности работают активно, обратите вни­мание на общую артикуляцию во время разговора или чтения тек­стов. Речь должна быть внятной!

 

Итак, приступим к артикуляционной гимнастике.

 

Разработка мягкого неба:

artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya

  • «Пасть льва» – зевок с закрытым ртом
  • «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания верхних зубов)
  • Произносить гласные звуки с позевыванием
  • Имитировать полоскание горла (звук)

 

 

 

Разработка нижней челюсти:

 

artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya

  • «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
  • Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

 

Разработка щёк: artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya

 

  • Надувание и втягивание обеих щек попере­менно
  • «Полоскание» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю
  • «Шарик» – напрягаем губы и щёки, пытаемся пальцами рук преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока­лывание)
  • «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

 

Разработка губ:

  • artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya«Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10
  • «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты
  • «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.
  • «Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
  • «Лошадка» – пофыркали.
    • «Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.



 

Разработка языка:

artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya

  • «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
  • «Печем пироги»
  1. «Месим тесто» – размять язык зубами,
  2. «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
  3. «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.
  • «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
  • «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.
  • «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
  • «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.
  • «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.
  • «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.
  • «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отры­вая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.
  • «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
  • «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не за­острен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
  • «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приот­крыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД-ТД-ТД.
  • «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.
  • «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.
  • «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А ши­рокий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличи­вая темп движения, вы услышите звук Л.

 

Перед тем как перейти к упражнениям для дикции  обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат.




Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5 минут утром и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день вам обеспечен.

А вот ФРАГМЕНТЫ МАСТЕР-КЛАССА «АУРА ГОЛОСА» по РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКОЙ АРТИКУЛЯЦИИ И ВОКАЛЬНОЙ ДИКЦИИ, который проходил в г.Саранске с юными воспитанниками Академии детского вокального творчества по приглашению их руководителя Антиповой О.А. В данном мастер-классе используются несколько другие упражнения по артикуляции, нежели описаны в данной статье.

Мастер-класс проходил очень весело и увлечённо, 2 часа пролетели очень быстро! Были иногда очень непростые задания и упражнения, но ребята очень старались, за что им огромное спасибо! 💐😘👍🏻👏🏻😃
Мы не только повысили чувствительность лица и владение артикуляционными мышцами, мы ещё и настроение себе подняли на 200%! 😃😁👍🏻👏🏻

Приобрести полную видеозапись данного мастер-класса по развитию артикуляции и певческой дикции вы можете здесь.

Комплекс упражнений, которые были на этом мастер-классе, также представлен подробно в ВИДЕОКУРСЕ «ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ», с которым вы можете подробно ознакомиться здесь на сайте. Видеодайджест фрагментов видеоурока по развитию артикуляции:

 

После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции.

Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми.





Введите Ваш e-mail:



Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Экспресс-видеообзор ПРОЕКТА "АУРА ГОЛОСА" - понемногу обо всём, чему посвящён данный портал, на который Вы зашли (:curtsey:) Благодарю вас за
Поскольку поступил запрос (ибо некоторые мои читатели пишут мне по Обратной Связи), то я подумала и решила, что действительно будет
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Эта статья является продолжением, точнее, специальным дополнением к предыдущей статье «Лечебная магия ГОЛОСОВЫХ ЗВУКОВ: полное собрание и классификация по органам
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
«…И если кто-то в гибельной гордыне Слова святых молитв забыть готов, - Дозволь, чтоб я вернул его к святыне Могуществом
«Настройте и тонируйте каждое слово, каждый слог и каждую букву на их соответствующий каданс» (Джонатан Свифт, 1711 г.)   Постепенно
22 и 23 МАЯ 2021 года ДВУХДНЕВНАЯ УНИКАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТОНИНГ-ИНТЕНСИВА В МОСКВЕ! 4 СЕМИНАРА 12 ЧАСОВ ПРАКТИКИ ТОНИНГА    
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это