Подбор репертуара: как блеснуть, чтобы не опозориться?

Надо сказать, что вопрос о грамотном подборе певческого (или вокального) репертуара довольно редко поднимается на сайтах вокала и даже в специализированной литературе. А между тем, как мне кажется, вопрос этот требует рассмотрения и пояснения, особенно когда речь идёт вообще о самом первом репертуаре (или отдельно взятой песни) в жизни человека, когда он только обучился базовым навыкам вокала.

И если уж говорить о построении репертуара, то надо тогда уж по-хорошему упомянуть, КАК репертуар подбирается в профессиональных музыкальных заведениях для тех же студентов-первокурсников. Это, на мой взгляд, пожалуй, самая правильная «модель» (или план), по которой стоило бы обучаться.

После освоения навыков и многочисленных распевок первое, что педагоги обычно дают студентам попеть, это ВОКАЛИЗЫ.


Вокализ – это пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов. Используется в том числе для развития голоса: в отношении его количественных характеристик и голосовой техники (Википедия)

Да, вокализы действительно являются как бы продолжением распевок и упражнений, поэтому обычно вокализы исполняются на распев гласных букв или на повтор одного слова какого-то, или на словосочетание (например, «Ave Maria»). Текста в вокализе нет, ибо это произведение предполагает под собой закрепление, развитие или тренировку определённых навыков пения. Просто в отличие от распевок вокализ звучит именно как некое целостное и законченное музыкальное произведение (пьеса). Многие мастера итальянской вокальной школы сами сочиняли целые сборники вокализов для разных голосов (мужских и женских) и их разной тембровой принадлежности (сопрано, тенор и т.д.). Вокализ даёт массу полезных навыков (таких, как фразировка, динамика, задачи ритма и звуковысоты и т.д.) и более системно закрепляет уже имеющиеся у студента навыки пения.

Далее после вокализа как правило идут НАРОДНЫЕ ПЕСНИ – их исполнение как в сопровождении инструмента, так и пение a’cappella («а капелла» — пение без сопровождения).

 

 

Причём народные песни подбираются разного характера – одна медленная, другая быстрая, или одна песня весёлая, задорная, другая – лирическая, протяжная. В народных песнях, как вы понимаете, уже начинается работа над текстом и дикцией во время пения.


Мне кажется, что можно брать народные песни не только своей страны и на русском языке, например, но и на иностранном языке, ОСОБЕННО если в будущем человек планирует или хочет петь на этом иностранном языке. И дело тут как раз в изучении так называемой вокализации языка, то есть особенности произношения и звучания букв, звуков, созвучий и слов чужого иностранного языка, на котором поётся песня. Изучение иностранной вокализации очень развивает слух, не говоря уже о том, что даёт поющему массу опыта по работе со звуком. Как правило, в российских музыкальных ВУЗах принято петь обычно только русские народные песни.

Вслед за народными песнями идут классические АРИИ, сначала небольшие, потом всё сложнее по мастерству и продолжительнее по времени. В ариях преследуется воспитание манеры пения «кантилена», а также пение «легато» (итал. legato – плавно, связно), вокальная работа в медленном ил спокойном темпе, что сразу влияет на развитие протяжности дыхания.


Кантилена (итал. cantilena «песенка», от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии (Википедия)

Понятно, что не только в этом состоят задачи, но, пожалуй, я обозначила самые главные.

 

 

 

После арий идут, как правило, РОМАНСЫ, как классические, так и из современной музыки.

Далее репертуар может быть значительно расширен до нескольких разноплановых произведений. Это могут быть арии из классических и современных опер, реже – из мюзиклов. Также обязательно в программу учебного репертуара входят песни из многочисленных вокальных циклов и сборников. Сам интонационный и ритмический план песни становится всё сложнее и после классики обычно переходят на произведения современных композиторов или композиторов 20-го столетия, которые подчас значительно сложнее для исполнения в отличие от классических произведений.

 

Надо сказать, что после значительного опыта сольного пения, педагог может предложить студенту взять в работу дуэт, трио, квартет или другую форму камерного ансамбля. Это отдельный интереснейший и, как вы понимаете, многоголосный план работы для студента, который требует наличие партнёров (других вокалистов) для совместного музицирования.

После небольшого обзора «стандартной» классической системы подбора учебного репертуара перейдём к вопросу о подборе песни (или репертуара) в частном обучении любителей (не будущих профессионалов), которое сейчас очень распространено.


Под «учебным репертуаром» в данном случае понимается именно начальные первые произведения, в которых начинающий певец, который обучается вокалу просто «для себя», в первую очередь сможет реализовать свои базовые навыки и приобретёт для себя опыт вообще работы над песней, что значительно отличается от работы в отдельных вокальных упражнениях. Просто в данном случае не надо путать «учебный репертуар» с понятием «концертный репертуар», который в свою очередь рассчитан для профессиональных певцов, составляющих себе программу выступлений на публике.

Я об этом уже писала в статье «Обучение вокалу: грёзы и реальность» — дорогие учащиеся, прежде всего ДОВЕРЬТЕ репертуарный выбор для вас ПЕДАГОГУ! Ибо это первая проблема, с которой в данном аспекте сталкиваются преподаватели.

Часто, после освоения базовых вокальных упражнений и вообще основ вокала, когда для ученика наконец наступает тот самый долгожданный этап перехода на репертуар, встаёт животрепещущая проблема выбора – «Что будем петь?» И вот тут ученик может «сорваться с цепи», заваливая своего преподавателя всевозможными вариантами того, чего бы он сам хотел бы спеть (всю жизнь мечтал, долго ждал, лелеял надежду и т.д.)

Понятно, что педагог в любом случае выслушает все ваши пожелания, дорогие мои, но это вовсе не означает, что он ОДОБРИТ ваш выбор и что он вообще обязан следовать вашим «хочу».

 

Да, бывает, что со стороны ученика озвучивается вполне разумный выбор произведения, которое действительно ему подходит и ПО СИЛАМ. Но, увы, такое бывает редко… Ибо практика показывает, что учиться петь, владеть уже немного навыками и базой ещё НЕ ОЗНАЧАЕТ, что ученик может адекватно рассуждать о своём голосе и его возможностях, ну и зачастую его знаний музыкальной литературы (так называются муз.произведения) просто не хватает, либо они очень убоги, чтобы выбрать себе для исполнения и изучения действительно стоящую песню, в которой будет всё то, что полезно продолжению развития вокального мастерства ученика и которая при этом будет талантливым сочинением и прекрасной музыкой (надеюсь, вы не станете отрицать, что музыка бывает разной и на той же эстраде встречается больше ширпотребных низкопробных песен, чем действительно достойных).

Так вот доверяя своему педагогу, как профессионалу в мире вокала и озвучив свои личные пожелания, пересмотрев и обсудив множество вариантов песен, где педагог даст вам предварительный анализ произведения с точки зрения его изучения вами же, ну и осветит хотя бы приблизительно перспективы вашего исполнения, вы вполне придёте к консенсусу, поверьте! И каждый будет доволен!

 

 

Чаще всего педагоги рекомендуют своим ученикам в качестве первого произведения взять в работу вещь лирического плана. Как правило, это очень красивая мелодика, гармонии, чаще всего текст любовной тематики, медленный или спокойный темп, небольшой объём самой песни. Но педагог здесь преследует свои цели ДЛЯ ВАС. А именно:

  • Развитие вашего дыхания, точнее дыхательного аппарата в целом (имеется в виду длина и ровность выдоха)
  • Выравнивание манеры пения согласно стилю музыки и жанру песни (как пример – в классике принята академическая манера пения, «округление» всех гласных звуков, в эстраде наоборот – «открытые» гласные звуки и минимализм динамики)
  • Спокойный темп даст возможность вам всё успевать в процессе пения – думать о своих действиях, отслеживать какие-то конкретные задачи, связывать отдельные навыки в цельную вокальную работу
  • Работа над штрихом «легато» (а как правило вся лирика поётся на «легато»), о котором уже упоминалось, даст возможность тонко слышать каждый свой звук, ноту, слог, слово, чувствовать и реагировать на изменения тембра звучания, преодолевать «трудные» ноты
  • Небольшой объём произведения научит вас впервые небольшой «вокальной режиссуре» песни, где вы режиссёр и исполнитель одновременно и можете исполнить именно то, что задумаете и продумаете заранее, показать в пении те эмоции, которые соответствуют данной музыке и словам, осуществите грамотную динамику (динамика – это разнообразные оттенки громкости звучания, напрямую связанные с владением техникой вокального дыхания и артикуляции, ну и с возможностями самих голосовых связок)
  • Первое произведение – это первый «мозговой штурм» и психоз, это первое волнение, первый результат и это знают все педагоги. Научиться не волноваться, собираться и сосредотачиваться, работать над собой, чтобы потом иметь удовольствие «расслабиться и просто петь для наслаждения» — это тоже ой, какая важная задача для ученика и его первый опыт исполнительства.

 

Я с приведёнными выше задачами абсолютно согласна, потому что мой педагогический опыт и сотни песен, изученных и воплощённых пением моих учеников, доказал много раз, что начинать свой репертуар с лирики – это правильно и уместно. Ученику это даёт очень многое, что впоследствии он будет применять в других произведениях.

Никогда не беритесь за «опасный» репертуар, в котором вас прельщает что-то, что не даёт вам адекватно мыслить и анализировать. Взявшись за крутую песню, сложную, с кучей технических заворотов, требующей большого, крепкого и ровного диапазона, совершенного владения дыханием, в быстром темпе и со сложным ритмом, изобилием голосовых  «украшений» (так называемые «мелизмы»), глобального объёма и т.д., вы можете попросту провалиться ещё на этапе изучения подобного материала. Не говоря уже о самом страшном – полном разочаровании в самом себе, как певце, в своём голосе и его звучании, да и вообще в самой выбранной вами песне, когда вы таки попробуете спеть песню полностью, запишите себя на диктофон и послушаете себя «со стороны». И если вы до этого сильно упорствовали на эту песню, желая во что бы то ни стало спеть именно её, не слушая резонных отговорок и советов педагога, то последнему ничего не останется, как сказать вам «неча на зеркало пенять, коли рожа крива» (русская пословица).

Надо честно отдавать себе отчёт – «что я могу, а что мне ещё не под силу». Поверьте, всему СВОЁ ВРЕМЯ! Многие мои ученики точно также начинали когда-то с простейших и не хитрых песен и спустя годы доходили до очень не простых ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ вокальных вещей, которые не стыдно было показывать на конкурсах, концертах и кастингах. Но помните, что всему своё время. Помните, я уже говорила как-то что время в вокале обмануть и перепрыгнуть нельзя? Рост сложности репертуара поющего ещё раз подтверждает это. Наберитесь терпения, трудитесь и любите ту музыку, которую вы исполняете именно сейчас. Учитесь «из ерунды делать шедевр». Именно с этого надо начинать. Хотя поверьте, поначалу даже самая простая на первый взгляд песня может оказаться для вас целым испытанием и школой. Это нормально. Ведь это первый ваш опыт и бояться его не надо, ему надо только радоваться!

 

После лирики можно как раз попробовать взять в работу что-то совершенно другого плана, как по характеру, так и по стилю, темпу, даже жанру. Вторая вещь, противоположная в чём-то первой, также даст вам очень много опыта и знаний, а точнее – их применений.

Постепенно, со временем, репертуар должен усложняться, конечно. И именно этот факт будет давать вам всё больший и больший выбор среди музыкальной литературы, что, согласитесь, не может не окрылять!  smile

Ещё вам совет. Старайтесь избегать не только низкопробных и примитивных (в музыкальном плане) песен, но и известных шлягеров, хитов, которые знает весь мир. Это ОЧЕНЬ опасно. Да, соблазнительно, понимаю, что нравится и хочется, но всё-таки сто раз подумайте, прежде чем делать ТАКОЙ выбор.

Всё-таки когда мы говорим о пении, мы наверняка имеем в виду вокал, как сценическое искусство, то есть подразумеваем, что когда мы будем петь — нас будет кто-то слушать, то есть мы будем петь «для кого-то» (в семье, среди друзей, в караоке-клубах, на сцене, на корпоративах на работе и т.д., у кого чего), а не для себя любимых в ванной, пока никто не слышит. Так ведь? Неужели вы пошли учиться и тратить свои ресурсы, нервы, силы только для того, чтобы ваших результатов никто и никогда не услышал?? Не поверю ни за что! Даже если вы в самом начале именно так и думали, поверьте, что в процессе обучения, вам захочется гораздо большего от себя, захочется «признаний» ваших трудов.

 

Так вот вы должны иметь в виду, что когда вы захотите исполнить «на публике» некий известный шлягер или хит (или песню известного исполнителя), то вас НЕИЗБЕЖНО будут сравнивать «с оригиналом звучания», то есть с первоначальным исполнением данной вещи, которое знают все. Вот в этом вся и проблема! Да, вроде бы публика будет понимать, что вы – это не тот знаменитый певец, к чьему исполнению данной песни все привыкли, может быть даже ваша публика будет знать, что вы «не волшебник, а только учитесь», но ВСЁ РАВНО, волей-неволей слушатели будут сравнивать вас с тем самым певцом, с тем самым «оригиналом»! Ну ничего здесь не поделаешь, психология слушателей так устроена, особенно если это не профессиональная аудитория, которая как раз сможет в своём сознании оценить именно ВАШЕ исполнение, отсекая из памяти первичный «оригинал». Поверьте моему опыту и опыту моих студентов, чащу всего (на 99%) случается именно так. И если вы не блещете вдруг подобным голосом и манерой, той самой харизмой звука и прочим, «как у того певца», то боюсь, что вас либо недооценят, либо вообще освистают. И ничего ведь публике не докажешь – что ты старался, как мог, что ты учился, что у тебя опыт ещё мал и т.д. Публика в плане оценки бывает несправедлива, особенно когда есть, С КЕМ сравнивать.

Я не говорю, что исполнять общепризнанные и известные хиты нельзя вообще. Хочется – да пойте ради Бога! Просто имейте в виду ту логику, которую я вам привела абзацем выше. «Нет предела совершенству», как говорится, и петь можно всё, что позволяет голос, способности, умения и желания. Но уж брать шлягер как свою первую вещь в репертуаре я бы точно не стала. Задумайтесь над этим.

И вообще, когда вы сами хотите себе подобрать репертуар или песню, то, как правило, вы её берёте не из неисследованных нот, а из уже знакомого вам хотя бы на слух, не так ли? А раз вы уже слышали в чьём-то исполнении эту вещь, она вам очень нравится и вы хотите её спеть, то ответьте себе сначала на вопрос – а ПОЧЕМУ вам так нравится эта вещь? Чем конкретно? Что вас в ней так привлекает?

 

 

Мой опыт показал (при подобном разговоре со студентами), что чаще всего человека привлекает именно то, КАК СПЕТА эта песня. То есть КАК она звучит у ДАННОГО ПЕВЦА, в чьём исполнении ученик данную песню знает. Гораздо реже я слышала ответы, что песня нравится из-за текста, идеи, самой музыки. Увы и ах, но непрофессионалы чаще всего рассуждают о песне, имея в виду не столько саму песню, сколько то, в каком виде они её услышали у кого-то.

Что из этого следует? А то, что ваш голос – это ВАШ голос и ЕГО возможности, а голос певца у той песни – это голос ТОГО певца. И ваши голоса РАЗНЫЕ. Не будем рассуждать, лучше или хуже, речь не об этом. Просто в вашем исполнении и при тембре (краске) именно вашего голоса песня будет звучать СОВСЕМ ИНАЧЕ, нежели вы её привыкли слышать раньше. Потому что вы привыкли её слышать тембром голоса того певца, а сие есть разница, ибо не бывает двух похожих голосов. Никто не знает на стадии начала изучения, как на самом деле песня будет звучать у вас – уж больно много факторов на это влияет. Но ваш педагог может с некоторой точностью, зная вас и ваш голос, а также его возможности, спрогнозировать  эту «будущую звуковую картинку» и дать вам в итоге вердикт, стоит заниматься этой песней или вы со своим голосом в ней проиграете.

Понимаете, у вас в данном случае может получиться очень хороший оригинальный результат, именно СВОЁ исполнение и звучание, что нисколько не испортит саму песню, а даже наоборот. Но может выйти и обратный результат. И в итоге вы будете недовольны собой, разочаруетесь, самооценка будет снижена – оно вам надо? Всегда продумывайте вместе с педагогом оба варианта, так сказать, и хороший, и проигрышный.

 

В общем, я надеюсь, что вы поняли, что подбор репертуара – штука серьёзная и иногда не простая, хотя очень возбуждающая и несущая позитив. Подходите ко всему с умом, грамотно, как говорится, доверяйте своему педагогу и я уверена, что вы найдёте для себя именно то, что ищете, что захочется спеть и показать всем. А ещё я уверена, что данная работа принесёт вам массу позитива и интереса! Удачи!  smile 

 

Введите Ваш e-mail:


Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили
Речевой голос
Речевой голос, его функционирование, а также развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем
Речевой аппарат
Речевой аппарат и его строение. Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом