Не обижайте концертмейстера!

Понятие профессии «концертмейстер» очень многогранно. И концертмейстер – это не просто аккомпаниатор, как многие думают. Википедия даёт нам следующие понятия:

Концертмейстер (от нем. Konzertmeister):

1) руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава

2) Пианист, который помогает исполнителям (певцам, скрипачам) при разучивании репертуара и выступает с ним на концертах

3) Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

4) Концертмейстер оперы — это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне.

Есть прекрасная статья на тему «Концертмейстер – что это за профессия?», советую прочитать её всем, кто ещё никогда не работал с концертмейстерами и кому это только предстоит.

Я же в этой статье хотела бы рассмотреть поподробнее значение концертмейстера в вокальном искусстве (как в классическом, так и в современном). Поскольку и по сей день концертмейстерское искусство имеет для певца большое значение.

Если со значением слова «концертмейстер» всё понятно, то вот о видах «аккомпанемента» во время пения пишут мало. Именно это и будет целью данной статьи.

Само слово «аккомпанемент» происходит от французского «accompagnement, accompagner», что значит «сопровождать». То есть речь пойдёт о ВИДАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ во время вокального исполнения.

Уже на стадии ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА каждый певец должен в зависимости от своей песни понимать, КТО или ЧТО будет СОПРОВОЖДАТЬ его во время исполнения. Будет ли это:

— оркестр

— камерный инструментальный ансамбль

— фортепиано (пианист-концертмейстер)

— вокальный ансамбль

— хор

— поп-, рок-, джаз-ансамбли (по инструментарию)

— записанная фонограмма «минус» (только инструменты, без голоса или с наличием бэк-вокала)

С кем В АНСАМБЛЕ вы будете солировать? Или вы будете петь a’cappella, то есть без сопровождения вообще?

 

Каждый из вышеперечисленных видов концертмейстерства имеет свои ансамблевые особенности и это нужно знать и учитывать. Слово АНСАМБЛЬ играет здесь очень важную роль, ибо от исполнительского ансамбля зависит успех исполнения (а не только от качества и таланта пения самого певца).

Ансамбль предполагает под собой в данном случае поддержку, созвучие, со-творчество. Это творческое партнёрство в полном смысле этого слова. В эпоху советских времён на экранах телевизоров было популярно выступление на тему «вокалист и концертмейстер» известного юмориста Владимира Винокура (имеющим, кстати, музыкальное образование), после которого в народ прочно вошла фраза «тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали…». Предлагаю вам посмотреть это видео —  и ради юмора, и ради понимания как раз понятия ансамбля между певцом и концертмейстером (партию концертмейстера исполняет Левон Оганезов):

laugh rofl  laugh1  good  mosking

 

Ну, надеюсь, вы получили не только позитив от просмотра, но и поняли все те юморные намёки, на которых построен весь казус номера, поскольку именно об ансамбле и со-творчестве певца и концертмейстера шла речь. «В каждой шутке есть доля шутки», как говорится.

В стенах консерваторий и музыкальных училищ среди вокалистов всегда ходят байки о концертмейстерах и надо сказать, что за хорошего концертмейстера всегда идёт борьба, поскольку каждый вокалист хочет иметь личного концертмейстера (в классическом варианте ансамбля певец/пианист-аккомпаниатор), который хорошо знает возможности и манеру певца, дабы получилось максимально плодотворное и выигрышное как сотрудничество и работа, так и исполнение на сцене.

 

В обязанности концертмейстера входит умение ансамблировать, чувствовать певца и подстраиваться под него, хорошо читать с листа, помогать певцу и направлять его. Но чувством ансамбля в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен владеть и каждый певец. И совершенно напрасно некоторые думают, что певец – это некий «пуп Земли», под прихоти которого «обязан» подчиняться концертмейстер – это абсолютно неверное мышление. Как может из-за пренебрежения «отомстить» концертмейстер вы увидели в пародийном видео выше. И это может быть в реальной жизни не только юмор, увы… Поэтому НЕ ОБИЖАЙТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА, а учитесь вместе с ним работать и заниматься творчеством. Концертмейстер – ваш огромный помощник и такой же исполнитель, как и вы, такая же творческая личность.

От классического варианта ансамбля в вокальном исполнительстве мы перейдём дальше к другим не менее известным формам концертмейстерства, которые сейчас популярны. Надо сказать, что «живое» сопровождение всегда выгоднее для вокала и более впечатляюще для восприятия слушателем.

 

ОРКЕСТР И КАМЕРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

 

Да, это большое счастье – петь, когда тебе играет целый оркестр или инструментальный ансамбль. Не каждому такое удаётся. Естественно, в памяти сразу возникает оперная сцена в огромном театре, великие певцы с мировыми именами, красивые фраки, дирижёр с палочкой и т.д. И как раз в данном виде ансамбля между певцом и оркестром есть ещё один человек, своеобразный «проводник» той самой связи исполнения – это дирижёр. Дирижёр управляет оркестром и помогает певцу, именно он следит за певцом и передаёт оркестру указания, как играть, как аккомпанировать (надо учесть, что оркестранты, как правило, не видят певца, их задача – смотреть на дирижёра). То есть можно сказать, что в этом варианте участвуют трое: певец – дирижёр – оркестр. И для певца это в какой-то степени даже легче и удобнее.

Сочетание «певец-оркестр» одно из самых красивых и выгодных, поскольку все тембры участвующих в ансамбле инструментов (включая голос певца – это тоже инструмент) РАЗНЫЕ, а значит – они будут хорошо дополнять и украшать друг друга в общей гармонии звучания.

 

ХОР

 

То же самое можно сказать и о варианте сопровождения вокала хором. У хоровых коллективов также есть свои дирижёры-хормейстеры. И в случае исполнения, где весь «аккомпанемент» возложен на хор (не самая часто встречающаяся форма, кстати), между певцом прежде всего осуществляется связь именно с дирижёром, которому подчиняется хор. Но вот разница между вариантами «певец-оркестр» и «певец-хор» как раз есть и существенная.

Как вы понимаете, оркестр – это всё-таки инструменты, а вот хор – это живые голоса. По сути, это те же певцы, что и сам солист-вокалист. То есть в данном случае ансамбль гораздо труднее и тоньше, поскольку большое количество хористов своими голосами могут очень даже заглушить певца-вокалиста или несколько «размыть» его индивидуальный тембр голоса, или же мелодию, поскольку тембры голосов всё же одной природы. Это должен учитывать дирижёр-хормейстер, который управляет хором. Но и солист также должен понимать все эти тонкости. Переорать хор вокалист не сможет, конечно (оно и не нужно). На мой взгляд здесь очень многое зависит от самой партитуры произведения – какова хоровая аранжировка, насколько выгодно это звучит как в целом, так и в частности для вокалиста. Замечу, что далеко не все композиторы писали подобные ансамбли, а только те, кто в совершенстве владеет техникой хорового письма, знает тонкости хорового звучания, его возможности и преимущества.

 

ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

 

Это несколько иное, хотя в чём-то вариант похож на предыдущий. Разница в том, что вокальным ансамблем называется состав певцов ДО 12 человек (от 12 человек состав уже считается «камерным хором» по системе П.Г.Чеснокова) и, как правило, в вокальных ансамблях НЕТ дирижёра. Есть руководитель ансамбля, который ведёт данный коллектив, осуществляет процесс репетиций и решает многие организационные и творческие задачи. Но на самом выступлении певцы ансамбля выступают без дирижёра, как такового (руководитель часто является одним из поющих) – в этом вся уникальность такого коллектива (то самое «чувство локтя», «спетость» на уровне единого организма, где все – полноправные партнёры, отвечающие и за себя лично, и за других).

Поэтому если вы планируете исполнять песню в сопровождении вокального ансамбля (по-другому это ещё называют «пение с бэк-вокалом»: Бэк-вокал (англ. backing vocal — дословно «пение на заднем плане»), или подпевка — песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию – Википедия), то в данном случае от участников вокального ансамбля требуется очень чуткое «чувствование» певца-солиста (вас), но и от вас требуется не меньше, поскольку «передаточного управляющего звена» в виде дирижёра нет.

Все эти «чувствования» касаются не только каких-то художественных оттенков исполнения, но и прежде всего динамического соотношения между коллективом и солистом. И каждый раз динамика поющих, несмотря на репетиции, выстраивается «он-лайн», как будто заново. На это влияет акустика помещения, в котором проходит выступление. Главное умение ДЛЯ ВСЕХ здесь – ориентироваться во время пения согласно акустическим особенностям совместного звучания.

 

ПОП-, РОК-, ДЖАЗ-АНСАМБЛИ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ)

 

Понятно, что подобные варианты касаются вокала современного (изредка – классического). Существует огромное количество разнообразных групп (в советские времена их называли ВИА – то есть «вокально-инструментальный ансамбль»), где, как вы знаете, в числе участников представлены солист-вокалист, ударник, клавишник, электрогитара, бас-гитара, иногда – малочисленный бэк-вокал (до 4-5 человек). И вы понимаете, что в данном созвучии работают электро-инструменты («не живые»), аппаратура (микрофоны, усилитель, звукорежиссёрский пульт). «Живой», пожалуй, только голос певца, что, как правило, и характеризует всю группу музыкантов.

Значительно реже встречаются подобные ВИА, где инструменты натуральные (то есть «живые»). Такие группы часто бывают фольклорными, да и классическими тоже (например, ансамбль пианиста, виолончелиста, гитары, флейты + певец).

Что здесь важно учитывать? Что чем МЕНЬШЕ число участников в сопровождении-аккомпанементе вашей песни, тем «ТОНЬШЕ» и филигранней должен работать ансамбль в целом. Помните, что меньшее количество инструментов делает звучание более «прозрачным», поэтому слушатель гораздо легче услышит фальшь певца или какие-то другие его проблемы (в случае многочисленного ансамбля это выявить несколько сложнее из-за нагромождения и слияния множества тембров инструментов или голосов), как и проблемы остальных участников ансамбля. Поэтому ответственность здесь не меньше, чем в других вариантах ансамблей-сопровождений.

Ну, и, конечно, нельзя забывать об участии аппаратуры. Микрофоны, усилители и прочее – это всё техника, как говорится. И ошибочно полагать, что микрофон приукрашает звук певца, а звучание электро-инструментов придаёт яркость и сочность исполнения. Эффект безусловно есть. Но только при грамотном подходе и знании специфики как акустики, так и баланса инструментов, работающих на «электричестве». Создать всеобщий грохот, за которым не слышно певца и частотный гул, что аж колонки трещат – много ума не надо. А вот сделать звучание качественным, приятным или «драйвовым», если хотите – это настоящее мастерство не только самих музыкантов, но и звукорежиссёра, который ОБЯЗАТЕЛЬНО должен координировать работу всех систем и инструментов, в том числе и микрофон солиста.

 

ФОНОГРАММА «МИНУС»

 

Под фонограммой «минус» подразумевается, что певец поёт только «живьём» (то есть голос в фонограмме НЕ записан, разве что только голоса бэк-вокала могут быть прописаны), а в записи звучит только инструментарий. Причём этим инструментарием-концертмейстером-аккомпаниатором может быть всё вышеперечисленное – и оркестр, и инструментальный ансамбль, и хор, и вокальный ансамбль, и электро-инструменты, да что хотите! Всё – кроме голоса самого солиста!

Многие опять же самонадеянно или по неопытности полагают, что «петь под фонограмму» ЛЕГКО. Поверьте моему опыту – ЭТО СОВСЕМ НЕ ТАК! И это совсем не одно и то же – петь в караоке-клубе «под телевизор со словами и гнусавой инструменталкой» или выступать на сцене под фонограмму «минус» перед зрителями. Я уже не говорю о разнице в качестве записанных фонограмм, что тоже в этом случае ОООЧЕНЬ влияет на слушателя и на звучание в целом.

В данном варианте ансамбля-сопровождения вы должны строго-настрого запомнить важную вещь: НЕ фонограмма будет играть «под вас» (как в случае с «живым» сопровождением), а ВЫ должны будете петь ПОД неё, в точности приспособившись к ней и отрепетировав многократно заранее совместное звучание и сочетание!! ЭТО ВАЖНО!

Фонограмма – это механическая запись и ей всё равно, как вы поёте, что вы слышите или чувствуете. Фанера идёт себе и идёт. Она не будет вас ждать, если вы вдруг захотели замедлить темп, или бежать за вами, если вы ускорите. Она не будет играть внезапно тише, если вдруг вам самим приспичило спеть «позадушевней» и не поддержит вас во внезапном порыве создать кульминацию и апофеоз звучания. Фонограмме ВСЁ РАВНО. Она записана и всё тут. Повлиять на неё вы никак не сможете. Всё, что вы можете – это сделать её потише или погромче, увы. Поэтому какой бы виртуозный вокал у вас ни был, вам придётся подлаживаться под свою фанеру и внимательно репетировать с ней, если вы не хотите стать потом при выступлении «бесплатным приложением к фанере».

С фонограммой надо уметь работать. А для этого надо знать, КАК. Если вы думаете, что достаточно «просто пару-тройку раз под неё попеть и всё готово», то вы ошибаетесь.

 

Итак, 6 этапов работы с фонограммой «минус», пошаговая инструкция (проверено опытом):

1) СЛУШАЕТЕ ФОНОГРАММУ МОЛЧА, абстрагировавшись от своей собственной мелодии песни, проанализируйте, что и как звучит в фонограмме, какими инструментами, ритмами, регистрами; какова динамика по изменению мощности, есть ли дубляж вашей мелодии или ритма, что мешает вам в фонограмме, а что помогает и т.д.

2) слушаете фонограмму и БЕЗЗВУЧНО АРТИКУЛИРУЕТЕ ВСЕ СЛОВА, в ритме, с правильной вокальной артикуляцией (как будто вы реально поёте) и с точным дыханием, как будете его брать во время настоящего пения

3) слушаете фонограмму и ШЕПЧЕТЕ текст песни в ритме – вы должны чётко слышать все согласные звуки слов (гласные в шёпоте обеззвучиваются), ибо если плохо слышны согласные – значит дикция плохая, а, соответственно, ваш текст во время пения не поймут

4) ПОЁТЕ под фонограмму ПРИ БАЛАНСЕ, где фонограмма играет тише, чем звучите вы

5) предыдущий вариант, только ВЫ С ФОНОГРАММОЙ ПО ГРОМКОСТИ ЗВУЧИТЕ НА РАВНЫХ

6) такой же предыдущий вариант, только в данном случае ФОНОГРАММА ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ПОЁТЕ ВЫ (а вы следите за тем, чтобы по инерции не начать пересиливать свою громкость голоса, то есть не форсируйте звук!)

Пункты 4, 5, 6 нужны вам не только для того, чтобы «упеться» под фонограмму и привыкнуть к ней (запомнить её ТАК, как будто эту фанеру сделали именно вы, а не кто-то), а чтобы подготовить себя к возможным неожиданностям на сцене (или где вы будете потом исполнять свою песню) в виде нарушения баланса звучания между вами и фонограммой (что происходит обычно по вине звукорежиссёра, который слышит звук из зала, а не на сцене, как слышите его вы).

Только ТАКИМ ОБРАЗОМ ваше пение под фонограмму будет успешным и слаженным.

И ещё, пожалуй, несколько важных моментов, касаемо уже самого выступления на сцене под фанеру, которые вы должны ЗНАТЬ и УЧЕСТЬ:

— Перед выступлением на сцене ВСЕГДА должна быть репетиция-настройка всей аппаратуры и вашего пения в микрофон (sound-check – «саунд-чек») в сочетании с фонограммой

— Определите развеску стереосистем (колонок) в помещении (зале), куда они направлены, где и как расположены от вас (эти системы выхода звука предназначены для зрителя)

— Определите наличие и местоположение мониторов на сцене (это колонки выхода звука для исполнителя): сколько их, где расположены (спереди на сцене, по бокам сцены в кулисах, за задником сцены), баланс звука в них (можно сбалансировать звучание вашего голоса в микрофон и силу громкости фонограммы, например, это делает звукорежиссёр)

— Помните, что в отсутствие мониторов вам придётся петь на «возврате звука» из стереосистем зала, что может повлечь за собой мили-секундное отставание вашего пения от фонограммы, которого вы не заметите, но которое будет очень даже заметно слушателю, находящемуся в зале!

— Ваше выступление (пение) ОБЯЗАТЕЛЬНО должен контролировать звукорежиссёр за микшерским пультом, который должен «вести» ваш звук, поскольку работа с аппаратурой – это работа с механикой, которая не обладает живыми ощущениями и восприятием, а поэтому должна обслуживаться сторонним оператором (коим исполнитель на сцене совершенно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ!) – звукорежиссёром

 

Выбор концертмейстера, аккомпаниатора, сопровождения – дело ответственное. От этого в конечном счёте зависит впечатление от вашего исполнения и ваше же удобство процесса пения. Любое пренебрежение концертмейстерством выйдет вам боком, поэтому внимательно и щепетильно относитесь к подобной ансамблевой работе. Ведь нет ничего более эйфорийного, чем совместное музыкальное творчество, где ВЫ тем не менее – солист  yes

Введите Ваш e-mail:


Яндекс.Метрика




Понравилось

Оставьте комментарий

Это первое, что вам нужно прочесть!
Уважаемые учащиеся и коллеги, те, кто уже состоялся, как профессионал вокального мастерства и те, кто только подумывает о том, чтобы
Чем и как полечить голос
Не подумайте, что я безграмотная – под выражением «полечить голос» имеется в виду, естественно, лечение всевозможных «расстройств» голоса (голосовых связок),
Техники Хоопонопоно и Симорон
Как я и обещала в статье «ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬЮ», данная статья будет её продолжением и рассказать я вам хочу об очень
Техники дыхания
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое сознание, и со временем вы будете
Создание звука
Для начала разберёмся, КАК происходит создание звука. Как уже говорилось, очень важным фактором является дыхание. Выдыхаемая струя воздуха – это
Сложная супер-скороговорка «Лигурия»
Ну, и в довершение темы скороговорок, хочу представить вам супер-сложную скороговорку «Лигурия»    В общем-то, по сути, в «Лигурию» вошли,
Скороговорки для речи и дикции
Скороговорки для развития дикции – развлечение и неоценимая польза для речи   Каждый из нас знаком со скороговорками (чистоговорками) еще с раннего
Русские скороговорки для развития речи
Скороговорки для тренировки произношения шипящих   В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили
Речевой голос
Речевой голос, его функционирование, а также развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем
Речевой аппарат
Речевой аппарат и его строение. Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом